Опубликовано 09 сентября 2020, 10:13
3 мин.

Ученые разработали тесты для диагностики у детей нарушений чтения

Ученик на уроке чтения в начальной школе для цыганских детей

Ученик на уроке чтения в начальной школе для цыганских детей

© Константин Чалабов/РИА Новости

Ученые из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Гронингенского университета подтвердили, что у детей умение различать и анализировать звуковые единицы языка влияет на навыки чтения. При этом более сложные и комплексные тесты лучше подходят для диагностики и коррекции таких нарушений чтения, как например, дислексия. Работа исследователей опубликована в Journal of Research in Reading.

Навыки фонологической обработки — это умение различать фонемы, звуковые единицы языка, а также анализировать их и проводить различные операции. В норме ребенок осваивает это в раннем возрасте. Исследования показывали корреляцию между навыками фонологической обработки и чтением. Однако эта взаимосвязь оставалась неисследованной для русского языка. Кроме того, не известно было, какие именно фонологические тесты точнее определяют уровень развития навыков чтения.

Для того чтобы ответить на эти вопросы, ученые из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ разработали семь фонологических тестов разного уровня сложности, определяющегося количеством речевых процессов, необходимых для выполнения заданий. В самом простом тесте нужно было различить одинаковые и разные последовательности звуков. Для этого требуется только различение входящих звуковых сигналов и минимальное вовлечение памяти. В самых сложных тестах нужно было посчитать фонемы или заменить один из звуков. Для этого необходимо уже различать входящие звуковые сигналы, распознавать слова, задействовать рабочую память и проводить анализ.

В эксперименте приняло участие 90 детей в возрасте от 7 до 11 лет, они все имели нормальный слух, зрение и успешно выполнили тест на уровень развития невербального интеллекта. Каждый ребенок прошел все семь фонологических тестов, а затем выполнил задание для оценки навыков чтения: скорости и понимания. Результаты показали, что чем больше ошибок допускал ребенок при усложнении тестов, тем меньше слов он мог правильно прочесть за одну минуту. Более сложные фонологические тесты успешнее предсказывали скорость чтения, с ними справлялось меньше школьников.

«Единичные задания недостаточны, так как единичные ошибки могут делать и дети без фонологического дефицита. Простые фонологические тесты могут быть недостаточно дискриминативными: они не позволяют различать типично развивающихся детей и детей с предрасположенностью к нарушениям чтения, — отмечает одна из авторов статьи Светлана Дорофеева. — В свою очередь, выполнение всей батареи из семи тестов при выявлении фонологического дефицита позволяет определить уровень, на котором происходит нарушение, и подобрать наиболее эффективные задания для развития фонологических навыков конкретного ребенка».

Результаты исследования позволяют улучшить методы диагностики и коррекции нарушений чтения, например дислексии. Выводы ученых подтверждают: для диагностики фонологического дефицита, который может привести к нарушению чтения, полезнее использовать именно сложные и комплексные фонологические тесты.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.