Опубликовано 14 апреля 2021, 19:14
6 мин.

«Требуются прорывы»

Как правительство планирует создавать условия для научно-технических прорывов
«Требуются прорывы»

© government.ru/Wikimedia Commons/WSJ/Pixnio

Из чего состоит Национальная инновационная система, когда будет готова новая программа научно-технического развития, как цифровые технологии позволят сократить разрыв между регионами, что делать со стартапами и как удерживать молодых специалистов в России — в репортаже Indicator.Ru с выступления Дмитрия Чернышенко в Совфеде.

Четыре элемента развития

14 апреля в Москве состоялось 503-е по счету заседание Совета Федерации. На него был приглашен Дмитрий Чернышенко, заместитель председателя правительства РФ. Он выступил с докладом, посвященным государственной политике в сферах научных исследований и инновационных разработок для обеспечения технологического прорыва.

Начал Чернышенко с того, что напомнил сенаторам, что 2021 год объявлен годом науки и технологий. Поэтому обсуждение научно-технологического развития сегодня особенно важно. «Россия всегда была научной страной. Мы всегда гордились своими успехами. У нас наука всегда была двигателем социально-экономического развития», — отметил он. Вызовы пандемии показали достойный уровень современной российской науки, создавшей сразу три вакцины. Но высокий уровень надо поддерживать по всем направлениям.

Как отметил вице-премьер, в некоторых областях науки сегодня необходимы именно прорывы — эволюционный путь невозможен.

Требуются прорывы, когда можно будет через несколько ступеней перескакивать, чтобы Россия была лидером в привычных для нее направлениях

Дмитрий Чернышенко

Заместитель председателя правительства РФ

Но кроме традиционных отраслей, сегодня существует много новых, в которых тоже нужны прорывы. Поэтому была разработана Национальная инновационная система. Она состоит из четырех блоков.

Первый из них — наука. В него входят научные организации и университеты, исследователи, которые и обеспечивают столь нужные прорывы. Науке нужны квалифицированные специалисты, поэтому она выступает своего рода заказчиком для университетов. А достижения научных организаций потом масштабируются и внедряются в бизнес, который создает из них общественные блага. «Коммерциализация — это, наверное, очень важный двигатель инициатив, потому что бизнес является заказчиком на эти технологии, которые должна обеспечить наука. И эти разработки, которые делаются в институтах развития и различных компаниях, должны очень эффективно и быстро масштабироваться в субъектах в реальный бизнес», — отметил Чернышенко.

Второй элемент Национальной инновационной системы — бизнес и технологические предприниматели. Они наравне с наукой выступают заказчиками кадров, выпускаемых университетами, ведь качественные товары и услуги не создать без качественных специалистов. А технологии, необходимые для создания этих качественных товаров и услуг, предоставляет наука. Всю эту систему можно представить как сочетание шестеренок, которые слаженно работают и толкают вперед научно-технологическое развитие.

Третий блок — собственно кадры, которые создает система образования. А четвертым элементом выступает цифра, которая сегодня пронизывает все сферы общества и связывает их, способствуя, например, передаче технологий. «Цифра не является панацеей. Для нас вообще идеально, чтобы мы не чувствовали цифровые технологии. Они просто убирают барьеры, повышают кратно эффективность привычных бизнес-процессов, повышают прозрачность, сквозную прослеживаемость, адекватность принятия решений. Вот для чего нужна цифра», — отметил Чернышенко.

Все элементы развиваются не в кабинетах, а в регионах. Поэтому необходимо налаженное сотрудничество с субъектами страны, отметил Чернышенко. Кроме того, важным инструментом достижения успеха в целом является эффективная законотворческая деятельность, подчеркнул зампред правительства.

16 тысяч преподавателей уже готовы, и еще 80 тысяч на подходе

В науке очень важно кратно увеличить эффективность относительно каждого вложенного рубля, так как в исследования вкладывается достаточное количество денег. 1,3 триллиона, привел цифру зампред правительства. Но нужна концентрация именно в направлениях прорыва, заметил он. Для этого уже сформирована новая модель управления наукой. Стратегические направления будет определять Совет по науке и образованию, а отражены они будут в новой госпрограмме научно-технического развития, которая сейчас создается. К октябрю работа должна быть завершена, сообщил Чернышенко. К разработке программы, как отметил он, привлекаются ученые, ректоры, руководители научных организаций, представители бизнеса, а координатором выступает правительственная комиссия по научно-техническому развитию. Также нужно определить направления прорывов, на которые будет направляться финансирование в виде грантов, госзаданий и другими способами, рассказал вице-премьер.

«Я считаю, что каждый регион должен найти свое место в технологическом росте России и развивать именно те области, которые для каждого из субъектов являются наиболее перспективными», — заявил Чернышенко. Для этого нужна кооперация между субъектами и научными организациями, наладить которую помогут цифровые технологии. Поэтому будет создана суперкомпьютерная сеть нового поколения, к которой сейчас подключено 150 научных и образовательных организаций. «Это единая внутренняя высокоскоростная сеть, которая дает возможность делать вычисления на суперкомпьютере», — рассказал Чернышенко. В ближайшее время сеть будут дорабатывать, также появится облачное хранилище для результатов исследований. Также Чернышенко отметил, что очень важно обновление приборной базы. Выделяемых сейчас на это дело средств в целом недостаточно, но отдельные научные организации и университеты получили финансирование.

Чернышенко рассказал сенаторам, что существует девять уровней технологической готовности — от нулевого (фундаментальных исследований и первых прикладных разработок) до девятого (появление прототипов). Очень многие проекты, как рассказал зампред правительства, не проходят дальше третьего-четвертого уровня, так как не находится потребителя, который мог бы их поддержать. Здесь нужна помощь со стороны государства, которое помогает коммерциализации зарождающихся идей.

Кроме того, Чернышенко рассказал, что по поручению президента созданы научно-образовательные центры. Их должно быть 15, но пока есть только 10. Это удачные инструменты для обеспечения сотрудничества всех сторон — образования, науки, государства и бизнеса. Сегодня НОЦ расположены в 20 субъектах России. Уже есть успешные результаты использования научно-образовательных центров. Кроме того, готовятся законы, которые помогут масштабировать экспериментальные проекты.

Чернышенко обратил внимание сенаторов и на то, что многие инновационные проекты традиционно появляются в вузах. В качестве примеров он назвал «Вконтакте», «Яндекс» и «Билайн», выросшие из студенческих стартапов. «Эту культуру нужно культивировать, и ключевой актор здесь — технологический предприниматель, который превращает научное исследование в продукты бизнеса», — отметил зампред правительства. Он также обратил внимание, что сегодня Россия находится на 80 месте по предпринимательской активности, в 15 раз уступая Германии по относительному числу стартапов. Поэтому правительство старается создать условия для прогресса в этой области. Например, запущена программа «Стартап как диплом». «Ориентир, который мы ставим — 30 тысяч новых стартапов. Понятно, что не все из них выстрелят», — сообщил вице-премьер. На это дело привлекается около 180 миллиардов инвестиций. Также планируется появление более 150 тысяч новых высокотехнологичных рабочих мест.

Но нужны кадры. Их сегодня не хватает, и преодоление дефицита — еще один вызов. Уже в этом году будет подготовлено 16 тысяч преподавателей, сообщил Чернышенко. Они, в свою очередь, подготовят еще 80 тысяч преподавателей. Эти молодые специалисты уже создают новые программы по несуществовавшим ранее специальностям. Также предпринимаются финансовые (гранты, конкурсы) и социальные (обеспечение льготным жильем, создание студенческих городков) меры по удержанию молодых ученых в России и сокращению «утечки мозгов».

Поддержка для IT и квантовая сеть

Отвечая на вопросы сенаторов, Чернышенко коснулся положения IT-индустрии в России. По его словам, с 1 января вступил в силу первый пакет мер поддержки, которые зампред правительства назвал беспредметным. Он включал в себя, например, снижение налогов для IT-бизнеса. Второй пакет готовится к выходу, и должен будет сделать ведение IT-бизнеса в России привлекательнее, чем в других странах. Но, как заметил Чернышенко, уже наблюдается рост количества регистраций новых российских IT-компаний. И далеко не всегда это «дочки» крупного бизнеса. В целом рынок стремительно развивается и растет, и положительный эффект от первого пакета мер виден даже на небольшом временном промежутке, заявил Чернышенко.

Также Чернышенко поведал о развитии в стране квантовых технологиях. Существующие дорожные карты в этой области уже дают результаты, сообщил он. Например, на участке Москва — Санкт-Петербург в сотрудничестве с РЖД реализован проект по квантовой сети. «Полторы тысячи абонентов имею возможность пакетного обмена зашифрованной информацией», — рассказал зампред правительства. Он отметил, что это самая крупная квантовая сеть в Европе и вторая в мире. Экономический эффект от нее ожидается серьезный, но в тесной связи с квантовыми разработками идет искусственный интеллект, который мог бы быстро обрабатывать данные.

Завершая обсуждение научно-технического развития страны, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что наука играет важнейшую роль в жизни и развитии страны. Она отметила высочайший потенциал нашей науки, который позволяет России быть мировым лидером. «Мы должны добиться технологического суверенитета страны. Для этого у нас есть все основания», — заявила Матвиенко.