Три миссии рейтинга: зачем создан Московский международный рейтинг университетов
Зачем создан Московский международный рейтинг университетов, чем он лучше западных, каковы будут критерии оценки и при чем тут духовность — выяснил Indicator.Ru.
Ректор Московского государственного университета Виктор Садовничий и заместитель министра науки и образования Людмила Огородова представили сегодня, 2 ноября, Московский международный рейтинг университетов «Три миссии университета».
Отложенный рейтинг
Пресс-конференцию, посвященную Московскому международному рейтингу вузов, переносили несколько раз. Изначально она была назначена на 24 октября, затем перенесена на 27-е и, наконец, на 2 ноября. По официальной информации, переносы были связаны с техническими причинами, однако по мнению экспертов, близких к ситуации, к 24 октября рейтинг еще не был готов, для того чтобы представить его журналистам. Второй раз презентацию перенесли из-за неудачно выбранной даты: c 24 по 28 октября проходили выборы академиков и членов-корреспондентов РАН. «Началась сессия РАН, это не было учтено, мы попросили перенести», — рассказал корреспонденту Indicator.Ru источник в Минобре. Также с 26 по 28 октября в Москве проходил международный форум «Открытые инновации», в котором участвовали многие представители научного сообщества и Министерства науки и образования, а потому Московский международный рейтинг мог просто остаться в тени академиков и инноваций.
Как будут рейтинговать
Московский международный рейтинг университетов будет состоять из трех секторов: российского, регионального (например, рейтинг стран БРИКС) и международного. Первые результаты будут получены уже весной 2017 года, а сбор данных начнется в конце 2016 года. «Задача состоит в том, чтобы примерно к марту-апрелю мы могли подвести итоги национального (российского) сектора. В сентябре-октябре 2017 года мы постараемся опубликовать уже полные результаты нашего рейтинга», — рассказал Садовничий.
Учредителями проекта стали общественная организация Российский союз ректоров и Российская академия наук. Они создадут совместную некоммерческую организацию «Совет рейтинга. Три миссии университета». Сейчас НКО завершает свою регистрацию. Управляющей компанией рейтинга станет Ассоциация составителей рейтингов (АСР), в число учредителей вошли также ведущие рейтинговые агентства и исследовательские центры, в том числе «Эксперт РА», ВЦИОМ, «Репутация».
По словам ректора МГУ, представленный проект рейтинга может быть скорректирован. В ближайшее время с рейтингом сможет ознакомиться заинтересованная общественность, а после общественного обсуждения в рейтинге могут поменяться критерии и их вес.
Рейтинг, единогласно!
О том, что стране нужен собственный, не только национальный, но и международный рейтинг, речь идет давно. Причин тому несколько. Во-первых, национальный рейтинг необходим государству, в частности Минобру, как инструмент управления вузами, их оценки и последующей оптимизации. «Рейтинг должен работать на решение внутрироссийских проблем, то есть этот рейтинг будет инструментом для принятия решений по системе высшего образования в стране», — рассказал Indicator.Ru один из разработчиков рейтинга.
Вторая причина связана с тем, что ведущие мировые рейтинги, к которым относятся Times Higher Education (THE), QS и Шанхайский рейтинг, создавались под выстроенные по англосаксонской модели университеты. «Есть международный рынок, и на нем англосаксонские университеты, конечно, доминируют за счет рейтингов. Но подавляющее большинство стран создавали свои университеты не по англосаксонской модели. И конечно все университеты, которые создавались по другой модели будут в таких рейтингах не на первых ролях. И эти университеты не смогут занимать лидирующие места в рейтингах. Это относится и к нашим университетам», — рассказал источник.
Такого же мнения о зарубежных рейтингах придерживаются и в Госдуме, а точнее, в профильном комитете по образованию и науке. «Ориентироваться только на западные рейтинги, безусловно, не стоит… Они закладывают во многом ложные сейчас ориентиры для развития образовательной системы», — заявил в минувший четверг, 27 октября, на пресс-конференции председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. По его мнению, многие рейтинги «выстроены таким образом, чтобы как раз продвигать наверх те западные вузы, которые эти рейтинги и составляют».
Разделяют это мнение и в Минобре. «Сегодня ряд российских университетов участвует в глобальных международных рейтингах, однако часть этих университетов, во-первых, очень небольшая, а Россия — огромная страна, и высшее образование решает много задач в этой огромной стране. Во-вторых, международные глобальные рейтинги пока не способствуют продвижению российского образования во всем его понимании», — посетовала Огородова.
Чем они хуже?
Международные рейтинги, призванные сравнивать университеты разных стран, как правило, «заточены» под те или иные задачи и оценивают университеты «довольно односторонне». Так, эти рейтинги оценивают не столько достижения университетов, сколько их имидж. Потому положение университета в рейтинге зависит скорее не от качества подготовки специалистов и уровня научных исследований, а от «искусства маркетингового позиционирования», утверждают разработчики Московского международного рейтинга. «Шанхайский рейтинг ориентирован только на научную деятельность, причем там к методикам очень много вопросов. Он создавался специально для того, чтобы руководство страны определило, куда направлять своих выпускников, чтобы они прошли стажировку, поработали и вернулись. Что касается Times Higher Education (THE) и QS, то это репутационные рейтинги и по части преподавания, и по части наукометрии. Ни в одном из этих трех рейтингов вы не увидите, что оценивается образование. В последний год в THE попытались оценить обучение, в действительности же там оцениваются условия для обучения», — рассказал Indicator.Ru эксперт.
«Репутационная составляющая всегда подвергается сомнениям и вопросам. Вот что такое репутационная составляющая? Рассылаются анкеты, кто-то ответил, кто-то не ответил. Второе, анкеты могут рассылаться в определенные страны, а в другие — нет, это выбор компании. Например, было только 60 тысяч анкет, а пришло только 12 тысяч», — раскритиковал «большую тройку» Садовничий.
Чем мы лучше?
«Мы хотели взглянуть на университеты камерой с очень многими пикселями, которая рисует хороший и красивый портрет университета. Все стороны жизни университета должны быть рассмотрены», — начал свое выступление на пресс-конференции ректор МГУ.
Учредители Московского международного рейтинга считают, что с его помощью удастся измерить и оценить три классические задачи университета. Поэтому базовые критерии рейтинга разделены на три блока: «качество образования», «наука», «влияние университета на общество». «Мы хотели сделать все объективно, у нас отсутствует экспертное мнение, которое во многих рейтингах является главным. Мы все хотели бы измерить на основании объективных данных, показателей. И хотели, чтобы этих показателей было как можно больше», — подчеркнул Садовничий. В рейтинг вошло 34 индикатора. Среди них «Качество подготовки студентов», «Междисциплинарность», «Качество выпуска», «Капитализация компаний выпускников», «Степень обеспеченности дистанционными курсами», «Многообразие дистанционного обучения» и другие.
Рейтинг духовности
К одной из сфер, которая незаслуженно остается вне поля зрения существующих рейтингов, ректор МГУ отнес «влияние университета на общество». Причем не только свое, но и мировое. «Это университет и культура, университет и воспитание, университет и жизнь того региона и той страны, в которых он находится. Необходимо при оценке университета оценивать его историю, его влияние на общество, его наследие, влияние на культуру, духовную составляющую. Университеты не являются чисто научными созданиями», — заявил Садовничий.
Больше всего вопросов у присутствовавших на презентации рейтинга журналистов вызвало то, как измерить влияние университета на общество и, например, духовность. Вопросы попыталась снять заместитель министра образования и науки Людмила Огородова. «Мы обсуждаем ее (духовную составляющую — Indicator.Ru) в другой плоскости, как социальную ответственность университетов, в этом вклад в общество. И социальная ответственность университетов сегодня заключается в том, что мы курируем школы и развиваем школы и талантливых детей, университеты это делают. Мы сегодня занимаемся вопросами среднего профессионального образования и дополнительного образования. Мы участвуем, совместно реализуя программы реального сектора экономики. И мы все говорили о том, что это исследовательская, научная роль. Но это не так, это социальная ответственность университетов», — разъяснила вопрос о духовности Огородова.
Другим острым вопросом стало то, каким странам будет интересен Московский международный рейтинг. Сейчас, помимо российских вузов, его поддержали ведущие университеты Китая, Индии, Турции, Японии и Ирана.
Будет ли Московский международный рейтинг привлекателен для западных вузов, у которых уже есть свои рейтинги, пока не ясно. Разработчики утверждают, что будет, поскольку у него есть важное преимущество — прозрачность. «Каждый сможет посмотреть, кто на каком месте и почему. Мы выстраиваем рейтинг таким образом, чтобы один параметр не мог определить положение вуза. Все параметры распределены равномерно, и это очень важно», — рассказал корреспонденту Indicator.Ru источник.