Родина «эллинского чуда»
Адаптация финикийского алфавита древними греками — одно из важнейших событий в истории человечества: письменность впервые вышла из-под контроля узкой группы жрецов и властителей. Она стала доступной всем гражданам полиса, что открыло дорогу первой философии и науке Запада. Но где именно был изобретен греческий алфавит? В какой точке Средиземноморья имел место эпохальный контакт греков и финикийцев? Со смелой гипотезой о «месте рождения» алфавита на страницах журнала Antiquity выступил американский археолог Джон Пападопулос. Indicator.Ru разбирается с построениями ученого.
Революционная письменность
Письменность на территории Евразии была изобретена три раза, в независимых друг от друга цивилизациях древности. Это месопотамская клинопись (середина IV тысячелетия до н.э.), египетская (примерно в то же время) и китайская (середина II тысячелетия до н.э.) иероглифика. В Китае письменность была (и остается) идеографической: каждый знак означает одно слово и понятие, а общее число знаков доходит до десятков тысяч. В египетском письме идеографические элементы дополнялись фонетическими, в Месопотамии же пиктограммы (знаки-рисунки) очень скоро начали использовать фонетически, для обозначения именно слогов, а не объектов внешнего мира. Однако овладение письменной речью во всех этих цивилизациях требовало очень много времени и усилий и было доступно лишь элите — жречеству и писцам.
Греческая «революция», в результате которой бедный крестьянин смог записать великий эпос («Труды и дни» Гесиода), а простые граждане Афин — имена лиц, которых в интересах безопасности нужно изгнать из полиса (остракизм), началась в VIII веке до н.э. Сейчас считается бесспорным, что греки заимствовали свое письмо у финикийцев — семитоязычных обитателей южного Средиземноморья. Именно финикийцы едва ли не первыми в истории изобрели фонетическое письмо (одна буква — один звук). Слова записывались только консонантными знаками (согласными), а трактовка гласных оставлялась на усмотрение читателя. Греки же «доделали» алфавит до знакомого почти всем грамотным землянам уровня: они приспособили значки отсутствующих в их языке согласных для выражения гласных (хе в эпсилон, йод в йоту и так далее).
Дитя трех народов
Эпохальный контакт финикийцев и греков, запустивший «эллинизацию» алфавита, мог произойти во множестве точек — от Италии и Кипра до дельты Нила или Оронта (Сирия), не говоря уж о Крите, Самосе и других островах Эгейского моря. Более-менее ясны хронологические рамки процесса заимствования. Самое позднее — 750 год до н.э. Этим годом датируется Дипилонская надпись (начало двустишия на глиняном кувшине из Афин). Примерно в ту же эпоху форма букв финикийского алфавита меняется настолько, что начинает отличаться от греческих. Данные по семитическим алфавитам дают самый ранний срок — 825 год до н.э.
Что же касается места, то, напоминает Пападопулос, в переносе алфавита важную роль сыграла «третья сила» — фригийцы, переселившийся с Балкан в Малую Азию народ, чей язык из индоевропейских наиболее близок к древнегреческому. Сильное сходство букв для гласных во фригийском и греческом алфавитах исключает независимые контакты с финикийским: или фригийцы заимствовали семитический алфавит первыми, а затем передали его грекам, или же первыми были эллины. Скудость точно датированных надписей на фригийском затрудняет решение этого вопроса. Однако Пападопулос призывает не вести бесплодные споры, а допустить возможность места, где представители всех трех народов общались и обменивались опытом.
Таких мест (где мог родиться новый алфавит) не так уж и много: Нил, Италия, Кипр исключаются, а наиболее интересными кандидатами становятся города и порты северного Эгейского моря. Даже Геродот, напоминает Пападопулос, упоминает о связи фригийцев с этой территорией:
По словам македонян, пока фригийцы жили вместе с ними в Европе, они назывались бригами. А после переселения в Азию они вместе с переменой местопребывания изменили и свое имя на фригийцев. (История, книга 7, 73).
Грамотные гончары Метони
Помимо данных лингвистов и свидетельств Геродота (в том числе о тесных контактах эллинов и фригийцев: царь Мидас взял себе жену из города Кими на Эвбее, а храму в Дельфах пожертвовал деревянный трон), Пападопулос приводит и результаты последних археологических открытий. Речь идет о раскопках в Метони — порту на побережье залива Термаикос (Македония), одной из древнейших греческих колоний. Основали ее выходцы из Эретрии (полис на острове Эвбея) еще в бронзовом веке. В раскопках этого города принимал участие и сам автор статьи.
В 2005 году ученые сообщили о 65 надписях на разнообразных амфорах, кубках и черепках, обнаруженных на развалинах святилища Аполлона Дафнофора. Датируется эта керамика поздним геометрическим периодом (750-700 года до н.э.). Пападопулос обращает особое внимание на записанный в обратном порядке алфавит (см. иллюстрацию): даже в такой древний период простые горшечники уже учились грамоте. Теми же годами датируется осколок чаши из Эретрии («материнского города» Метони) с финикийскими буквами — эту надпись мог сделать только торговец или ремесленник-эмигрант, переселившийся из Финикии на Эвбею.
В середине 2010-х годов археологи раскопали новые фрагменты, в том числе 191 черепок с надписями (часть из них была нанесена до обжига, другие — после). Надписи, датированные VIII-VII веками до н.э., встречаются на амфорах из самых разных мест: Метони, Самоса, Лесбоса, Хиоса и Аттики. Хотя семитических надписей в Метони пока не обнаружено, в ходе раскопок там нашли несколько древнейших финикийских амфор.
E-mail бронзового века
Таким образом, именно Метони, порт на севере Эгейского моря, процветавший во время позднего бронзового и раннего железного веков, связанный и с фригийцами, и с финикийцами, изобилующий «подписанной» керамикой VIII-VII веков, был местом, где представители всех трех народов вели дела друг с другом. И именно оттуда новый греческий алфавит мог легко, по торговым путям, разойтись по всему Средиземноморью. Однако Пападопулос подчеркивает, что его версия строится на косвенных, а не прямых доказательствах: рассказе Геродота о североэгейском происхождении фригийцев, рассуждениях о вероятных зонах контакта греков с ними, многочисленных амфорах с надписями из Метони. Тем не менее данные Геродота, лингвистов и археологов не противоречат друг другу, что придает гипотезе Пападопулоса определенный вес.
Но, даже не настаивая на уникальности Метони как «точки синтеза» нового алфавита, автор статьи подчеркивает два важных момента. Изобретение букв для гласных звуков случилось один раз и затем дало импульс десяткам алфавитов6 от фригийского на востоке до этрусского и италийских (оскского, умбрского и других) на западе. Еще более поразительна скорость распространения этого средства коммуникации: в IX веке до н.э. греческий мир еще был бесписьменным, а к середине VIII века до н.э. буквы применялись для самых приземленных целей, вроде шуточных надписей на дешевых чашах. По скорости и революционности этот процесс можно сравнить только с распространением электронной почты в конце ХХ века.