Опубликовано 20 октября 2016, 20:41

Ученые: первые правши появились 1,8 миллиона лет назад

© Dhscommtech via Wikimedia Commons

Американские ученые с помощью анализа челюсти человека умелого (Homo habilis) установили, что 1,8 млн лет назад полушария мозга предка человека уже отвечали за разные задачи. Исследование опубликовано в Journal of Human Evolution.

Ученые из Канзасского университета провели анализ окаменелой челюсти человека умелого, найденной в 1995 году в ущелье Олдувай на севере Танзании и датированной 1,8 млн лет. Это наиболее хорошо сохранившаяся челюсть человека умелого, в которой присутствуют практически все зубы, а также некоторые кости.

Антропологи обнаружили косые царапины и борозды на внешней стороне зубов. Эти повреждения были заметны невооруженным глазом, но исследователи также использовали микроскоп для более детального рассмотрения. Большинство царапин шли из правого верхнего угла зубов в нижний левый угол. По мнению ученых, эти повреждения предок человека оставил себе сам орудием труда. Исследователи предполагают, что человек умелый во время разделывания добычи держал орудие в правой руке, а мясо зажимал зубами, оттягивая левой рукой. Когда удары были слишком сильными, орудие повреждало губы и челюсть, оставляя характерные царапины.

Направление царапин говорит о том, что обладатель челюсти был правшой. Этот вывод свидетельствует о латерализации функций (связь с правым и левым полушарием) мозга человека умелого. Считается, что левое и правое полушария мозга приспособлены для решения разных задач: правое отвечает за логическое мышление, а левое — за творческие способности. Одно полушарие может доминировать над другим. Внешним проявлением этого доминирования является праворукость или леворукость людей. Ранее антропологи предполагали, что это свойство уникально только для человека, но в последние время появляются доказательства того, что некоторые виды млекопитающих, например кенгуру и шимпанзе, используют определенную руку для выполнения различных действий.

Открытие ученых означает, что человек умелый был больше похож на людей, чем на приматов. По словам исследователей, праворукость — это первый шаг к развитию речи и разума. По оценкам ученых, в настоящее время 90% людей — правши. У человекообразных обезьян статистика близка к соотношению 50 на 50.