Опубликовано 03 ноября 2016, 19:47

Куриные кости помогли определить древние торговые пути

Самец банкивской джунглевой курицы (Gallus gallus)

© Friedrich Böhringer/Wikimedia Commons

Ученые обнаружили самые ранние свидетельства одомашнивания курицы в Африке и благодаря этому определили, каким образом происходил международный торговый обмен между древними народами. С текстом работы можно ознакомиться в журнале International Journal of Osteoarchaeology.

Эксперты провели радиоуглеродный анализ около 30 фрагментов куриных костей, найденных на участках древнего сельского поселения Мезбер на севере современной Эфиопии. Поселение существовало в период, который предшествовал появлению Аксумского царства (древнеэфиопское государство II-XI веков на территории современных Судана, Эритреи, Эфиопии, Йемена и Аравии). Считается, что предком современной домашней курицы является вид банкивской джунглевой курицы (Gallus gallus), живущей на территории Юго-Восточной Азии. Ученые предполагают, что в этом регионе курица была впервые одомашнена около шести или восьми тысяч лет назад. Сегодня домашнюю птицу разводят по всему миру, однако до сих пор ученые пытаются определить, как развивались торговые пути и происходили контакты между народами, изучая останки птицы.

Согласно результатам, некоторые фрагменты костей датируются 819-755 годами до н.э., а также 919-801 годами до н.э., что делает находки самыми ранними свидетельствами одомашнивания курицы на исследуемой территории. Анализ обнаруженных останков показал, что птица в данном поселении появилась как минимум на 300 лет раньше, чем в Египте. Археологические находки куриных костей в Египте до сих пор считалась самым ранни свидетельством одомашнивания курицы. По словам авторов работы, результаты их работы указывают на первые торговые контакты с представителями других государств на полуострове Сомали во время первого тысячелетия до н.э. Исследователи предполагают, что торговый обмен, в том числе птицей, происходил в изучаемом регионе на протяжении более тысячи лет.

«Наши результаты свидетельствуют о первом появлении куриц в Африке, а также подчеркивают значимость Красного моря и торговых путей Восточной Африки», — утверждает ведущий автор исследования Хелина Уолдекирос. По словам авторов работы, результаты подтверждают гипотезу о том, что морские торговые пути с Южной Аравией посредством портов, расположенных по всему африканскому побережью Красного моря, являются единственным возможным маршрутом распространения курицы в Африке.