Опубликовано 13 октября 2017, 10:08

Среди ученых-«жадин» оказалось больше женщин

© George Joch / courtesy Argonne National Laboratory/Wikipedia Commons

Мужчины-ученые чаще соглашаются поделиться материалами своих научных статей, чем женщины, но только с другими мужчинами. К такому выводу пришли авторы исследования, опубликованного в журнале Scientific Reports.

В ходе исследования психологи разослали более 300 электронных писем своим коллегам из разных университетов с просьбой либо прислать PDF-версию одной из их последних работ, либо поделиться «сырыми» данными, полученными в результате экспериментов или опросов. В среднем ученые соглашались довольно часто: 80% присылали файл с текстом статьи, 60% делились эмпирическими данными. «Я был удивлен. Люди поступают в интересах общества даже в такой конкурентной области», — прокомментировал один из авторов работы, когнитивный биолог из Венского университета Джорг Массен.

Большей неожиданностью для авторов статьи стали значительные различия в показателях у мужчин и женщин. Ученые-мужчины соглашались поделиться публикацией чаще, но только если просьба поступала также от мужчины. В таком случае вероятность получить материалы на 15% превышала шансы при любом другом сочетании полов.

По мнению авторов работы, полученные ими результаты хорошо укладываются в представления об эволюции человека, в ходе которой мужчины были вынуждены сотрудничать друг с другом, чтобы вместе защищать территорию. У женщин такой потребности в сильных социальных связях друг с другом не было. В результате мужчины более склонны искать союзников и вступать в «коалиции»: мальчики играют в бóльших компаниях, чем девочки, а в занятиях спортом, например теннисе или боксе, мужчины чаще общаются с соперниками вне поля или ринга.