Опубликовано 07 октября 2016, 19:49

Удачная метафора может изменить мнение о научном открытии

© pixabay.com

Метафоры, которые ученые употребляют во время описания научных открытий, могут влиять как на восприятие самого открытия, так и на восприятие сделавшего его ученого. С исследованием психологов можно ознакомиться в журнале Social Psychological and Personality Science.

Известно, что научная работа – трудоемкий и длительный процесс. Однако иногда ученые говорят, что идея «загорелась» в них как лампочка, в то время как некоторые, подразумевая сложность процесса, говорят, что «растили семена», которые дали хороший результат. Ученые из Корнеллского университета провели эксперимент, в котором они рассказывали людям о научных открытиях, используя разные метафоры. В одном случае экспериментаторы говорили, что идея открытия «зажглась» в голове ученого, в другом случае научное открытие описывали как кропотливое «взращивание» семян, которые потом дали хорошие плоды. В последнем варианте исследователи рассказывали об открытиях нейтральными словами. Ученые обнаружили, что люди испытывали большее доверие, когда им рассказывали об открытии (например, о вычислительной машине Тьюринга), используя метафору с «лампочкой». Участники сразу воображали гения, на которого снизошло вдохновение. Метафора с «семенами» вызывала у участников меньший интерес.

Однако картина полностью изменилась, когда исследователи стали рассказывать участникам о научном открытии, сделанном женщиной. Оказалось, что участники относились с большим доверием к исследованию, если его описывали метафорой «растить семена».

Исследователи отметили, что гендерные стереотипы играют большую роль в восприятии людьми научного открытия. В дальнейшем ученые планируют исследовать взаимодействие студентов и преподавателей. По мнению исследователей, преподаватели могут развить у студентов интерес к учебе, рассказывая им о научных достижениях с помощью разных метафор и применяя индивидуальный подход.