Опубликовано 02 сентября 2016, 13:00

Угроза существованию группы повышает ее сплоченность

Команда ученых из Великобритании и США выяснила, что наличие общей угрозы оказывается достаточно эффективным, если другие способы сплочения группы недоступны. Работа опубликована в журнале PLOS ONE.

В ходе исследования ученые провели игру «Общественное благо» для 168 студентов. Испытуемым выдали немного денег и предложили отложить произвольное количество на общий счет группы. Размер вкладов озвучивался в конце каждого тура.

Затем ученые ввели элемент соревнования. После окончания игры испытуемым сообщали, сколько вложили в общую сумму участники других групп. Перед началом третьего эксперимента было объявлено, что участники, вложившие наименьшую сумму, выбывают из игры. Наконец, по итогам четвертого эксперимента выбывали группы, собравшие наименьшую сумму.

Исследователи выяснили, что в течение первых трех экспериментов сумма вкладов уменьшалась от одного тура к другому. «Со временем люди меньше жертвуют на общие нужды и больше оставляют себе», – объяснил один из авторов исследования профессор политических наук Университета Райса Рик Уилсон.

Введение дополнительных условий игры увеличивает средний вклад участников. В первом эксперименте он составил 35% от изначальной суммы, во втором – 42%, в третьем – 36%, а в четвертом эксперименте доля выросла до 92%. «Когда мы ввели условие выбывания группы, мы получили обратные результаты. На начальном этапе участники жертвовали почти все в общую казну. Угроза выбывания группы приводит к росту кооперации» – заметил Уилсон.