Опубликовано 03 октября 2022, 20:05
3 мин.

Умные подростки лучше адаптируются в поликультурной среде

Умные подростки лучше адаптируются в поликультурной среде

Психологи РУДН выяснили, что когнитивные способности подростков (или школьников) влияют на их понимание и принятие представителей разных стран и культур. Более того, исследование показало, что хуже всего этот межкультурная компетентность развита у мальчиков с низкой успеваемостью. Результаты опубликованы в Journal of Intelligence.

«Межкультурная компетентность (Intercultural Competence) в широком смысле понимается как активность и эффективность личности в поликультурной среде по отношению к различным аспектам межкультурного разнообразия и диалога», поясняет Марина Гридунова, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии и педагогики РУДН, практический психолог.

Межкультурная компетентность и близкие феномены (межкультурная сенситивность, межкультурная коммуникативная компетентность, культурный интеллект, межкультурная эффективность и др.) связаны с большим количеством социальных, психологических, педагогических, физиологических факторов. Однако существует очень мало исследований взаимосвязи межкультурной компетентности с когнитивными (интеллектуальными) способностями, понимаемыми как способности человека обрабатывать, хранить и извлекать информацию, включая такие процессы, как внимание, память и мышление.

Ученые исследовали, как межкультурная компетентность связана с когнитивными способностями и успеваемостью школьников. Результаты данного исследования помогут школьным психологам поддерживать школьников, обучающихся в многокультурной среде, с целью развития их межкультурной компетентности с учетом их гендерных и когнитивных различий.

«Развитие межкультурной компетентности (МКК) важно для современной личности в нестабильном и разнообразном мире. Но исследований этого явления в контексте возрастных, гендерных и интеллектуальных различий слишком мало. Поэтому нашей целью стало выявление связи между МКК, когнитивными способностями и академическими достижениями у российских школьников», — комментирует Ирина Новикова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики РУДН.

Психологи исследовали 106 учащихся 9-х классов московской школы в возрасте 15-16 лет (55 девочек и 51 мальчиков). Уровень межкультурной компетенции компетентности измеряли с помощью авторской модификации опросника, разработанного на основе шкалы динамической модели межкультурной чувствительности Милтона Беннета. Опросник диагностирует четыре основные ориентации по отношению к культурному разнообразию «Абсолютизация», «Преуменьшение» (этноцентристские шкалы), «Амбивалентность» (переходная шкала), «Принятие» (этнорелятивисткая шкала). Этноцентризм предполагает, что человек воспринимает свою культуру как центральную по отношению к другим. Этнорелятивистское мировоззрение признает полноценность и самостоятельность любой культуры. Одновременно с этим психологи определили когнитивные способности школьников и использовали данные об их успеваемости.

В результате психологи выяснили, что школьники с более высокими когнитивными способностями и хорошей успеваемостью не абсолютизируют культурные различия и не считают их барьерами для общения. При этом больше всего из изученных интеллектуальных способностей на межкультурную компетентность влияют способности проводить аналогии и обобщение, причем обобщение имеет противоположное влияние на МКК мальчиков (отрицательное) и девочек (положительное). В целом различия между мальчиками и девочками оказались значительными — мальчики чаще переоценивают и абсолютизируют культурные различия, а девочки придают им меньше значения, но при этом учитывают их в общении.

«Cуществуют гендерные различия и в показателях МКК, и в связи этих показателей с когнитивными способностями и успеваемостью. Результаты нашего исследования нужно учитывать в программах психологической поддержки школьников, которые учатся в мультикультурной среде. В этом направлении будет полезно развивать когнитивные способности школьников и уделять особое внимание учащимся мужского пола с низкой успеваемостью», — говорит еще один автор, Дмитрий Шляхта, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики РУДН.

Автор:Indicator.Ru