Опубликовано 29 июля 2023, 11:22
2 мин.

В Брянской области обнаружен неандертальский орнамент

© ИИМК РАН

Кость с орнаментом возрастом около 80 тыс. лет обнаружили ученые Верхнедеснинской экспедиции Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН) во время раскопок в селе Хотылево Брянской области на одном из самых крупных памятников среднего палеолита в Восточной Европе. Об этом сообщает руководитель экспедиции, старший научный сотрудник ИИМК РАН Александр Очередной.

Верхнедеснинская экспедиция ИИМК РАН работает на одном из самых крупных памятников среднего палеолита в Восточной Европе с 2010 г., наиболее частые находки здесь – это кремневые желваки и изделия из них: нуклеусы, сколы и орудия (скребла, ножи и остроконечники). В Хотылёво I ещё не найдены кости человека, но у археологов нет сомнений в том, что это следы пребывания на берегах Десны именно неандертальцев, поскольку технологии обработки камня, типичные формы орудий и возраст самих стоянок (около 80 тысяч лет назад) однозначно указывает на то, что это средний палеолит, который на территории Европы надежно ассоциируется именно с неандертальским человеком.

Неандертальцы прекрасно владели искусством раскалывания камня, но вот настоящее искусство – это атрибут более поздней верхнепалеолитической эпохи. Даже скромные проявления символического мышления и неутилитарного поведения в виде орнаментов на костях и камнях для среднего палеолита довольно редки и каждая новая находка претендует на статус значимого открытия. В июле 2023 г. такое открытие сделано в Хотылёво I.

Находка происходит из 1 культурного слоя той части памятника, где в силу разных причин лучше сохраняются кости древних животных. Среди находок этого слоя было до 10 фрагментов трубчатых костей крупных травоядных, многие из них со следами раскалывания их человеком, но один из фрагментов превзошел все ожидания, когда после бережной очистки в камеральной лаборатории на его поверхности проявились нарезки, выполненные в древности каменным лезвием.