«В каждом проекте молодых есть фантазия и драйв, которых нет в проектах взрослых»
В конце сентября в Москве прошел финал второго сезона федерального конкурса «Научная Вселенная», в рамках которого школьники старше 14 лет и студенты при помощи известных российских ученых предлагали свои решения практикоориентированных кейсов от ведущих российских компаний. Проект реализуется при грантовой поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий (инициатива «Наука побеждать»). Победители конкурса отправятся в научное путешествие на космодром Восточный. Одним из партнеров, предложивших участникам свой кейс, стал «Фестиваль актуального научного кино» (ФАНК). О том, что такое ФАНК, как обстоят дела с научно-популярными проектами в России и какое решения кейсов от конкурсантов «Научной Вселенной» были лучшими — рассказала директор Фестиваль актуального научного кино Ирина Белых.
— Что такое Фестиваль актуального научного кино и чем занимается ваша организация?
— Фестиваль актуального научного кино — это круглогодичный научно-популярный проект. Он реализуется сезонами, начинается в Москве в формате полноценного кинофестиваля, с жюри и показами на центральных площадках.
Большинство фильмов российские, но иногда у нас проходят показы и международных премьер. Кинофестиваль в Москве длится около двух недель, мы показываем фильмы и организуем дискуссии. После этого конкурсные фильмы, отобранные в программу, становятся доступны для показов в рамках Дней научного кино (ДНК ФАНК). Также в рамках этого фестиваля возможен показ не только конкурсных работ, но и в целом научных фильмов. ДНК ФАНК — это наше ноу-хау. Фактически это фестиваль по франшизе. Каждый желающий может провести свой фестиваль у себя. Мы даем контент, промо-материалы, инструкции, рекомендации по экспертам. И команда, которая подает заявку, получает от нашей команды все необходимые материалы и затем проводит показы у себя для своей аудитории.
Большая часть площадок — это вузы. Изначально проект задумывался для них. Однако сейчас категорий площадок стало больше. Например, к проекту присоединяется много галерей и музеев. Таким образом проект становится по-настоящему большим — фестиваль проходит более чем в 250 городах на более чем 900 площадках.
Еще у нас есть проект «Лаборатория научного кино». Это образовательный проект, в рамках которого мы налаживаем коммуникацию между режиссерами и учеными, помогаем погрузиться в актуальные научные темы и с помощью кураторов, опытных документалистов, снять короткометражный фильм о науке. Мы помогаем договориться с героем, создать синопсис, сформировать медиа-образовательную программу для режиссеров. «Лаборатория» получила спецприз имени Даниила Гранина «За верность науке» в 2024 году.
Мы провели две таки лаборатории и выпустили два альманаха. Один называется «16 способов изменить мир», другой — «ФАНК. Идеи и технологии, меняющие мир».
— Какие проекты по популяризации науки через фильмы в принципе существуют в России?
— ФАНК, наверное, самый масштабный научный кинофестиваль в России. Тем не менее есть и другие хорошие проекты, например фестивали «Мир знаний» в Петербурге, «FUTURE.DOC» в Перми. Еще есть фестиваль «Человек и природа», он больше про экологию.
— Почему ФАНК поддержал конкурс «Научная Вселенная»?
— Нам было интересно, какие есть форматы популяризации. Вообще нетворкинг и научные коммуникации — это очень важно, когда ты занимаешься фестивалями и популяризацией. Во-первых, надо быть всегда в курсе — знать, что происходит, знакомиться с новыми людьми, которые в перспективе могут быть или героями для будущих фильмов.
Мне кажется, очень важно, чтобы внутри этой научной тусовки постоянно происходил обмен опытом, контактами и компетенциями, чтобы на то, что ты делаешь, можно было смотреть через призму других людей.
— В чем именно заключалось партнерство с конкурсом?
— Мы отсматривали проекты ребят и думали о том, как их интегрировать в фестиваль.
— Планируете ли вы дальше развивать проекты конкурсантов?
— Чтобы развивать проекты дальше, нужно финансирование, поэтому я не могу сказать точно. ФАНК — независимый проект, у нас нет возможности взять и просто так кого-то начать развивать. Но совершенно точно будем иметь их в виду. Когда-то мы с киностудией им. Горького делали лабораторию для подростков и, надеюсь, если у нас будет такая возможность, то и имеющиеся проекты попробуем реализовать. Киностудия им. Горького помогала делать научную киноэкспедицию, а сейчас коллеги запускают образовательный проект по научно-популярному кино для подростков. Возможно, кто-то из конкурсантов мог бы принять участие.
— Какие решения кейсов от ребят вам больше всего запомнились?
— Точно помню, что был неплохой журналистский кейс по региональной научной лаборатории. Был интересный проект по морской биологии: участник придумал такое решение, что морские обитатели — супергерои, и у каждого есть своя суперсила. Вот этот проект и победил. Очень хорошая была идея. Еще была классная идея про науку в регионах.
— Насколько зрелыми были эти проекты конкурсантов «Научной Вселенной» и можно ли их развивать дальше?
— На самом деле в треке «Гуманитарный микс» у всех присутствовала интересная и оригинальная идея. Я часто бывала в жюри и там, где были новички, и там, где работали опытные кинематографисты. Если сравнивать, то проекты, созданные молодыми ребятами на «Научной Вселенной», ощущаются более живыми, хотя они порой сырые и у участников конкурса не всегда есть понимание, насколько это реализуемо и сколько денег необходимо. Некоторые из них замахивались на сложный продакшн, некоторые были слишком масштабными и для воплощения проекта в жизнь нужно было в хорошем смысле его сократить. Но в каждом из них есть фантазия и драйв, которых зачастую нет в проектах взрослых, которые уже устали и немного цинично подходят к делу. Мне кажется, каждый проект конкурса имеет какое-то зерно и искорку, которые можно развивать.
— Существуют ли в России такие конкурсы, как «Научная Вселенная», где молодые ребята могут впервые попробовать свои силы в популяризации науки?
— Я знаю, что есть «Научпоп-журналистика» от Russia Today, также студия Горького делала хороший проект с киноэкспедициями — там подростки могли поехать в экспедицию и снять кино. Сейчас эта студия выпускает проект для подростков по кинопроизводству и там будет научный трек. Мы тоже делаем «Лабораторию научного кино ФАНК» для молодых кинематографистов, чтобы они погрузились в научный контекст. Также Таврида.Арт не так давно проводила мини-мастерскую, где молодые ученые делали видео о себе и своих исследованиях.
Беседовала Анна Гуль