Гуманитарные науки
5 мин.

В округе Мурома исследованы стоянки эпохи мезолита

ИА РАН

Следы поселения возрастом 10 тысяч лет, более 20 000 находок: каменные орудия, многочисленные остатки костей животных и рыб обнаружила экспедиция Института археологии РАН во время раскопок стоянок эпохи мезолита возле реки Велетьмы (притока Оки) – эти памятники относятся к раннему этапу бутовской археологической культуры. Исследования проведены во время археологических работ, предваряющих строительство скоростной автомобильной дороги М12 – «Москва – Нижний Новгород – Казань».

«Расположенные на трассе памятники – свидетели древней истории, часть культурного наследия нашей страны. Окрестности деревеь Малое Окулово, Волосово, Навашино близ Мурома – значимая для российских археологовтерритории: это одна из точек, где начиналась наша археология. Именно в этих местах в XIX веке вел раскопки граф Алексей Сергеевич Уваров, исследования которого привели к открытию археологических памятников и культур от палеолита до эпохи бронзы. Неподалеку от этих мест, возле села Карачарово, была открыта стоянка эпохи палеолита, а возле Владимира –верхнепалеолитическая стоянка Сунгирь, получившая всемирную известность по найденным погребениям. Здесь были исследованы неолитическое поселение Волосово, давшее название волосовской культуре IV–III тысячелетия до нашей эры и памятник бронзового века возле села Поздняково, от которого получила свое название поздняковская культура, распространенная в III тысячелетии до нашей эры в Волго-Окском междуречье», – отметила заместитель директора Института археологии РАН Ася Энговатова.

Начало раскопок возле реки Велетьмы

ИА РАН

В 70-80 х годах прошлого века на длинной гряде песчаных дюн, идущих вдоль правого берега реки Велетьмы и ее многочисленных старичных озер, археологи обнаружили ряд стоянок от мезолита, времени охотников и собирателей, до эпохи ранней бронзы, когда люди уже научились выплавлять металл и освоили скотоводство и земледелие. Но систематические раскопки большими площадями здесь никогда не проводились, и полноценно исследовать эти памятники археологи смогли лишь тогда, когда этот участок попал в зону строительства скоростной автомобильной дороги. Тщательное изучение объектов археологического наследия с применением комплекса естественнонаучных методов стало возможным благодаря сотрудничеству с ГК «Автодор» и дорожно-строительной компанией «Автобан».

Фиксация археологических объектов с помощью квадрокоптера на стоянке Малоокуловская –3.

ИА РАН

Возле деревни Малое Окулово археологи исследовали пять памятников, открытых в разные годы прошлого века: стоянки Малое Окулово – 10, Малое Окулово –11, Малое Окулово –19, Малое Окулово – 20 и Малоокуловская – 3. Общая площадь исследованных памятников составила более 10 000 квадратных метров.

Расчистка развала сосуда. Стоянка Малое Окулово –11.

ИА РАН

Раскопки на большой площади показали, что стоянки возле Велетьмы были обитаемы в эпоху раннего мезолита, около 10 тысяч лет назад. В это время ледник, покрывающий большую часть Евразии, уже отступил. Климат был более холодным по сравнению с современным, но намного теплее, чем в предыдущую эпоху, в плейстоцене. Уже вымерла мегафауна. Здесь, на Нижней Оке, росла тайга с преобладанием хвойных пород деревьев, а основными промысловыми зверями были лось и бобр.

Фиксация находок. Стоянка Малоокуловская – 3

ИА РАН

Памятники Малое Окулово –11, Малоокуловская – 3 и Малое Окулово –19, по предварительным заключениям специалистов, сохранили следы разновременных поселений. В каменном веке здесь, вероятно, были сезонные стоянки: археологи обнаружили материальные остатки повседневной деятельности общины древних охотников и рыболовов: многочисленные скопления изделий из кремня и большое количество костных остатков животных и рыб.

«Этот памятник уникален тем, что на нем мы нашли редкую для дюнных стоянок мезолита сохранность органики, огромное количество костей животных и рыб. Это полноценный материал для датирования, так как с помощью радиоуглеродного анализа возможно с высокой точностью определить возраст заселения этого места. По остаткам костей палеозоологи смогут точно восстановить видовой состав животных и рыб, на которых в древности охотились люди», – отметила заместитель руководителя Навашинского отряда ИА РАН Дарья Еськова.

Рабочий момент. Малое Окулово – 19.

ИА РАН

Также на памятниках обнаружены предметы более поздних эпох: неолита, бронзового и раннего железного веков. Эпоха бронзы представлена кратковременными стоянками древних скотоводов фатьяновской культуры, пришедших с запада, и поздняковской культуры, связанной со степями юга России: это было время значительных миграций, и их следы обнаружены на раскопанных участках возле Велетьмы. В позднем средневековье территория памятника эпизодически посещалась, вероятно, с промысловыми целями, а в XVIII–XIX веках здесь находились смолокурни.

Следы очага. Стоянка Малоокуловская – 3

ИА РАН

На памятнике Малоокуловская – 3 археологи обнаружили следы, похожие на остатки большого жилища. Основная масса находок залегала в виде обширного круглого скопления, у южного края которого находились следы очага. Под скоплением каменных артефактов и большим пятном костей животных и рыб были найдены две ямы искусственного происхождения. Первая, размером 7Х6 метров, имела прямоугольную форму, а вторая – круглая – диаметр около 5 метров. Внутри этих объектов было найдено множество находок из камня. Как предполагают ученые, эти ямы – следы жилищного комплекса древнего поселения.

Каменные орудия: ножи, сверло, наконечник стрелы, резец, скобель, лезвие тесла. Стоянка Малое Окулово –11.

ИА РАН

«Это совершенно уникальное по объему исследование для памятников каменного века, редчайший случай, когда памятник вскрывается практически полностью – и его центральная часть, и периферия. Благодаря раскопкам на широкой площади мы можем получить полнейшее представление о структуре поселения эпохи мезолита и реконструировать в деталях быт и деятельность человека», – отметила Дарья Еськова.

Каменные орудия: проколка и обух топора.

ИА РАН

Фрагмент сосуда эпохи бронзы.  Стоянка Малое Окулово –11.

Фрагмент сосуда эпохи бронзы. Стоянка Малое Окулово –11.

ИА РАН

На всех памятниках археологи обнаружили большое количество предметов из расщеплённого камня. В числе находок – наконечники стрел, скребки, проколки, фрагменты топора. На одном из участков стоянки Малое Окулово –19 найдено большое скопление отходов каменного производства: это означает, что здесь в древности мастер обрабатывал кремень, создавая каменные орудия.

Развал глиняного сосуда волосовской культуры. Стоянка Малоокуловская – 3

ИА РАН

«Находки помогут нам, с одной стороны, реконструировать образ жизни древнего человека в этих местах, а с другой стороны – воссоздать технологию обработки камня. Находки возле Малого Окулова укладываются в характеристику бутовской археологической культуры, которая была распространена в это время в Волго-Окском междуречье. Получив точное описание находок и понимание технологии, мы сможем сравнивать особенности этой мезолитической культуры с предметами более ранних и более поздних периодов человеческой истории и реконструировать технологический прогресс», – отметил Константин Гаврилов, руководитель Навашинского отряда ИА РАН.