Опубликовано 08 ноября 2019, 13:53

Вымирание неандертальцев связали с болезнями

© Jason Ramos/Flickr

Исследователи выдвинули теорию, согласно которой одной из косвенных причин вымирания неандертальцев является обретение иммунитета Homo sapiens sapiens к болезням Homo neanderthalensis. Статья ученых была опубликована в журнале Nature Communications.

Имеющиеся на данный момент археологические данные свидетельствуют о том, что первая встреча евразийских неандертальцев с новым человеческим видом, недавно вышедшим из Африки, — нашими предками — произошла более 130 тыс. лет назад в Восточном Средиземноморье, в Леванте. Но пройдут еще десятки тысяч лет, прежде чем неандертальцы начнут вымирать, а современные люди выйдут за пределы Леванта. Что послужило причинами такого резкого начала экспансии современных людей, и почему долгое время виды оказывались сильно отделены друг от друга?

Возможный ответ на эти вопросы может дать исследование команды ученых из Стэнфордского университета, Калифорнийского университета в Беркли и Иерусалимского университета. Используя математические модели передачи болезней и потока генов, исследователи продемонстрировали, как уникальные болезни неандертальцев и современных людей могли создать невидимый «барьер», который препятствовал набегам одного вида на территорию другого.

В узкой зоне, которая была сосредоточена в Леванте, где произошел первый контакт, неандертальцы и современные люди сосуществовали в неустойчивом равновесии, которое длилось десятки тысячелетий. Но, согласно данным ученых, переломным моментом стало скрещивание двух видов. Гибридные люди, рожденные от этих союзов, возможно, несли гены обоих видов, которые делали их организмы устойчивыми к специфическим болезням и Homo sapiens sapiens, и Homo neanderthalensis.

По мере распространения этих защитных генов последствия инфекций обеих групп постепенно снимались. В конечном счете был достигнут переломный момент, когда современные люди приобрели достаточно иммунитета, чтобы выйти за пределы Леванта и углубиться в неандертальскую территорию без риска для здоровья.

В этот момент другие преимущества, которые современные люди, возможно, имели перед неандертальцами — такие как более смертоносное оружие или сложные социальные структуры, — приобрели большее значение и позволили Homo sapiens sapiens изжить своих сородичей.

Чтобы понять, почему современные люди заменили неандертальцев, а не наоборот, исследователи смоделировали, что произойдет, если набор тропических болезней, к которым выработали иммунитет наши предки, будет более смертоносным или более многочисленным, чем тот, что имели неандертальцы. Согласно проведенным исследованиям, небольшие различия в устойчивости к различным инфекциям между двумя группами в дальнейшем будут увеличиваться, что в конечном итоге дает нашим предкам преимущество.

«Наша гипотеза состоит в том, что болезней в тропиках было больше, и они были смертельнее, чем в умеренных широтах. Неравномерное распределение устойчивости к разным инфекциям в зоне контакта могло сыграть на руку современным людям, которые прибыли туда из тропиков», — отмечает один из соавторов исследования, профессор популяционной генетики Стэнфордского университета Ной Розенберг.