Опубликовано 13 марта 2017, 10:01

Основатель Всемирной паутины назвал три главных угрозы для пользователей сети

Основатель Всемирной паутины назвал три главных угрозы для пользователей сети

© geralt/Pixabay

В открытом письме, посвященном 28-му дню рождения» Всемирной паутины, ее создатель Тимоти Бернерс-Ли назвал три проблемы, которые, по его мнению, представляют наибольшую угрозу для пользователей Интернета. Письмо опубликовано на сайте организации World Wide Web Foundation.

«Я задумывал сеть как открытую платформу, где любой мог бы делиться информацией, получать к ней доступ и взаимодействовать с другими людьми, не взирая на географические и культурные границы. Так или иначе, сеть жила в этих рамках, хотя за ее открытость велась непрекращающаяся битва. Однако в последние 12 месяцев меня стали беспокоить три тенденции, с которыми мы должны совладать, чтобы использовать потенциал сети как инструмента, служащего всему человечеству», — заметил Бернерс-Ли.

Первой проблемой он назвал потерю контроля над персональными данными. Давая разрешение на сбор информации, люди не могут отслеживать, какие именно данные использует та или иная компания. Эта проблема имеет и политическое измерение: не только компании, но и правительства получают доступ к огромному количеству личной информации. Это дает большие возможности для борьбы с политическими противниками и ограничивает потенциал сети как места для обсуждения важных тем, например здоровья, сексуальной ориентации или религии.

Вторая проблема связана с распространением ложной информации, в том числе «фейковых» новостей. Автор текста подчеркивает, что неожиданная, шокирующая, призванная воздействовать на предубеждения людей информация распространяется «как пожар». А используя ботов и методы обработки больших данных, эти механизмы можно применять для достижения экономических или политических целей.

Еще одним предметом для беспокойства Бернерса-Ли стала политическая реклама в Интернете. На основе сложных алгоритмов, использующих персональные данные пользователей, формируются различные подборки рекламы, причем нередко она может нарушать принятые нормы: давать ссылку на ложную информацию или отговаривать от участия в выборах.

По мнению автора текста, для решения этих проблем необходимо сотрудничество многих людей: в ограничении посягательств правительств на свободу информации в Интернете, в борьбе с недостоверной информацией (здесь особая роль отводится Google и Facebook и их работе в этой области). При этом необходимо избежать создания одного центра, который будет решать, что является правдой, а что нет. Еще одно требование — прозрачность алгоритмов политической рекламы.