Опубликовано 17 ноября 2022, 17:31
5 мин.

«ЦФА – это принципиально новый финансовый инструмент с уникальной логикой и возможностями»

«ЦФА – это принципиально новый финансовый инструмент с уникальной логикой и возможностями»
Почему ВТБ Факторинг намерен стать не только инвестором, но и эмитентом ЦФА, а также в чем преимущества, недостатки и основные ограничения этого нового финансового инструмента — рассказал изданиям InScience.News и Indicator.Ru директор дирекции по работе с клиентами Игорь Внуков.

— Насколько перспективным Вы считаете последнее размещение ЦФА, выкупленное ВТБ Факторинг? Почему?

— ЦФА — это принципиально новый финансовый инструмент с уникальной логикой и возможностями, которые нам всем еще предстоит понять и освоить. Практическому рынку ЦФА в России исполнилось всего несколько месяцев, правила и методы работы на нем формируются с каждым новым кейсом.

Первые сделки с цифровыми финансовыми активами, где ВТБ Факторинг выступил в качестве инвестора, можно назвать «пробой пера». В июне 2022 года при нашем участии состоялась самая первая сделка на рынке, а в октябре — самая крупная на сумму 100 млн рублей.

Мы уже попробовали себя в роли инвестора, и теперь планируем выступить в роли эмитента ЦФА, обеспеченных уступленной нам коммерческой задолженностью крупных дебиторов. Такие активы будут иметь двойную гарантию надежности: от ВТБ Факторинг и от крупного дебитора с высоким кредитным качеством, чья коммерческая задолженность выступит в качестве обеспечения. Кроме того, выпуск и размещение ЦФА при непосредственном участии банков, страховщиков или факторов также снижает риски дефолтов эмитентов. Это, в свою очередь, повышает доверие к новому рынку, стимулирует его развитие и создает дополнительные возможности для финансовых компаний становиться эмитентами ЦФА, обеспеченных активами своих клиентов. И мы знаем, что на рынке есть значимая доля инвесторов, которые готовы вкладывать деньги только в ЦФА, выпущенные финансовыми компаниями.

— Ожидаете ли Вы роста рынка ЦФА в дальнейшем? Планируете ли повторять аналогичные операции на рынке?

— Мы провели первое исследование перспектив применения ЦФА, в котором приняли участие около 300 компаний всех сегментов бизнеса. Результаты опроса показали, что треть российских компаний готовы были бы стать эмитентами, а 26% — инвесторами в ЦФА. Количество желающих могло бы быть как минимум в два раза больше, если бы осведомленность о технологии была выше и было большее количество примеров успешных сделок, однако такая ситуация естественна для раннего этапа становления рынка. Чтобы помочь потенциальным участникам преодолеть эти и другие барьеры, мы, со своей стороны, продолжим развивать направление ЦФА.

По нашей оценке, суммарный объем рынков, которые потенциально могут стать целевыми для выпуска ЦФА, составляет от 30 до 35 трлн рублей. Даже с консервативной оценкой его проникновения в 3-5% как нового инструмента в среднесрочной перспективе объем рынка может составить 1-2 трлн рублей.

— Смогут ли ЦФА, по Вашему мнению, стать массовым инструментом?

— Применение ЦФА в массовом сегменте корпоративного бизнеса зависит от качества инфраструктуры рынка и способности компаний квалифицированно оценивать кредитный риск не связанных с ними нефинансовых компаний. В корпоративном сегменте развита культура оценки кредитных рисков контрагентов, обязательная для самостоятельной работы на рынке ЦФА. Но несмотря на это, сейчас порядка 60% компаний обладают потребностью в дополнительной независимой экспертизе. Впрочем, это также верно и для работы на финансовых рынках, например, при выпуске или покупке корпоративных облигаций.

Как показало наше исследование, компании с выручкой до 2 млрд рублей вряд ли смогут в массе своей быть постоянными инвесторами на рынке. С большей вероятностью их участие будет опосредованным: обязательства крупного бизнеса в адрес таких компаний будут «упаковываться» в ЦФА. А участие представителей малого и среднего бизнеса в качестве эмитентов ЦФА станет возможным с развитием соответствующей инфраструктуры и регулирования, а также с появлением «типовых» инструментов для быстрой оценки кредитных рисков, надежности которых рынок сможет доверять.

— Как Вы расцениваете перспективы цифровых финансовых активов именно в области факторинга?

— На данном этапе развития рынка ЦФА вариант, при котором в роли инвестора выступает факторинговая компания, представляется наиболее естественным и безопасным для всех участников. Выпуск ЦФА на базе коммерческой задолженности похож на факторинговую сделку — компания получает финансирование под обеспечение пула денежных требований на короткий срок для решения своих операционных задач. В среднем это 60-90 дней, что соответствует средней контрактной отсрочке в факторинге.

Вместе с тем, наше исследование показало, что около трети компаний готовы рассматривать эмиссию ЦФА с целью привлечения средств на более длительный срок — от 90 дней до одного года. Для факторов эмиссия ЦФА также представляет интерес с точки зрения фондирования собственного бизнеса. Серьезным импульсом для привлечения инвесторов и повышения ликвидности рынка будет появление операторов обмена для вторичного обращения ранее выпущенных ЦФА.

Повторю, что мы находимся в самом начале пути и еще только открываем для себя этот инструмент. Уверен, что по мере развития рынка ЦФА будут появляться новые возможности, о которых мы пока даже не подозреваем.

— Какие риски, по Вашему мнению, есть у размещений ЦФА?

— Помимо традиционных рисков, характерных для любого финансового инструмента, следует иметь в виду нюансы, связанные с отсутствием общих подходов и интерпретаций в части бухгалтерского сопровождения и отражения сделок с ЦФА в финансовой отчетности компаний. Этих рисков можно отчасти избежать, если осваивать новый рынок вместе с опытным финансовым провайдером и проявлять обоснованную осторожность.

Вместе с тем хотел бы напомнить не столько о рисках, сколько об ограничениях ЦФА, которые нужно иметь в виду потенциальному эмитенту. Во-первых, сделки и их основные условия являются открытыми, в отличие от финансирования по договору факторинга или банковских кредитов. Отчасти этот недостаток компенсируется операционным удобством эмиссии ЦФА и более низкой стоимостью, чем эмиссия облигаций при том же уровне публичности. Эмитент и оператор информационных систем обязаны разместить на своих сайтах решение о выпуске ЦФА. Указывать инвесторов в нем не требуется, да и не имеет смысла, поскольку при запуске вторичного рынка инвесторы могут измениться в течение срока обращения ЦФА.

Во-вторых, ЦФА, как и облигации, являются обязательством и могут быть отнесены аудиторами к долговым инструментам. В этом случае ЦФА уступает безрегрессному факторингу, по которому ответственность за погашение задолженности в первую очередь лежит на покупателе, а не на продавце, уступившем задолженность и получившем финансирование от фактора. Зато ЦФА выигрывают у регрессного факторинга благодаря высокой оперативности финансирования и у коммерческих облигаций за счет низкой стоимости эмиссии.

Материал подготовлен в сотрудничестве с сайтом InScience.News.

Автор:Indicator.Ru