История науки: «отец» инфографики
Как поражение Наполеона принесло бывшему служащему звание «пионера картографии» и какой сосед появился у портрета одного из французских министров, читайте в нашей рубрике «История науки».
Шарль Жозеф Минар родился 27 марта 1781 года в Дижоне в семье служащего. Отец рано научил его читать и писать, а в школе мальчик быстро увлекся техническими науками и математикой. В 15 лет он поступил в Политехническую школу, где в то время преподавали математики Лагранж и Фурье, а после — в Национальную школу мостов и дорог. Живя в Париже, он познакомился с младшим из братьев Монгольфье, а также физиками и химиками Шарлем-Бернаром Дезормом и Николя Клеманом. В этих людях Минара привлекал дух изобретательства, а также близкое ему самому желание применить свои знания на практике.
После окончания учебы Минара стали привлекать к различным проектам по постройке каналов и шлюзов, реконструкции портов. Одной из его первых работ стали шлюзы в порту голландского города Флиссинген, где он предложил использовать паровой двигатель для откачки воды, что было хотя и не впервые, но все же значительным новшеством.
Примерно в то же время он вместе с Дезормом провел серию опытов по определению свойств различных материалов: дерева, железа, стали, меди, различных сплавов. Полученные им значения позднее использовал французский механик Анри Навье в своих работах по сопротивлению материалов.
После окончания Наполеоновских войн работы у Минара прибавилось: нужно было восстанавливать разрушенные мосты и другие сооружения. Прошло два десятка лет, он женился, значительно продвинулся по службе. В 1830-х годах имеющиеся у него знания, а также собственный практический опыт он свел в учебный курс. Чтобы добавить в него сведения о железнодорожном строительстве, Минар отправился в Англию (того, что он мог добыть во Франции, ему было недостаточно). Учебные курсы пользовались успехом: записанные студентами, они без участия автора издавались в Бельгии, их быстро перевели на немецкий.
Прошло несколько лет, и Минар, работавший в Совете по строительству мостов и дорог, стал офицером Ордена Почетного легиона. К этому времени началось активное строительство железных дорог, и опыт Минара оказался как нельзя кстати. Помимо чисто технических соображений, он высказывал и экономические: где следует проложить пути, как разместить станции. По его настоянию в Школе мостов и дорог открылась кафедра политэкономии.
В соответствии с законами тех лет, должность генерального инспектора, которую он тогда занимал, предназначалась для людей до 70 лет, и 27 марта 1851 года Минар вышел в отставку. На этом наша история могла бы и закончиться, а Минар — остаться в памяти лишь инженеров и проектировщиков. Однако одно из хобби нашего героя принесло ему куда большую известность, чем служба.
По работе он часто имел дело с огромными объемами статических данных, большими таблицами, длинными рядами чисел. Разобраться в них было непросто и специалисту, а решения на их основе должны были принимать чиновники. И Минар составлял схемы и графики, позволявшие быстро охватить всю картину в целом. Начал он этим заниматься еще в 1844 году, по крайней мере, первая работа вышла именно тогда. В последующие годы в виде карт и схем он изобразил движение основных товаров (угля, круп, вина), пассажиропотоки, морскую торговлю Франции, потребление мяса в Париже, импорт хлопка в Европу до, во время и после Войны за независимость в США. Сложно представить, сколько сил и времени потребовалось для создания таких схем без компьютера и всех программ по обработке данных и созданию инфографики.
Схемы Минара быстро оценили чиновники, снабжавшие его самой точной и полной статистикой (у одного из министров карта Минара долгие годы висела в кабинете рядом с парадным портретом чиновника). Некоторые его работы имели конкретное прикладное назначение, например, он определял «центры тяжести» парижских районов, чтобы понять, где лучше размещать почтовые отделения. Другие служили научным и образовательным целям: распределение языков в Древнем мире или сравнение военных походов Карла Великого 791 года и Наполеона 1805 года.
Другая кампания Наполеона, поход на Россию, стала предметом самой известной работы Минара. Армия Наполеона показана линией, ширина которой отображает численность войска. Бежевым окрашена армия в начале кампании, черным — во время отступления. (Как много людей погибло за столь короткий срок!) Чуть ниже Минар привел график, показывающий температуру воздуха, он привязан к линии отступления.
Многие современные специалисты по обработке информации отмечали вклад Минара в развитие инфографики и различных способов визуального представления графической информации. Так, статистик Эдвард Тафти назвал иллюстрацию к походу Наполеона «возможно, лучшим представлением статистических данных из когда-либо созданных». Картограф Артур Робинсон писал, что Минар был «пионером картографии во многих отношениях».
В последние годы своей жизни, несмотря на ослабевающее здоровье, Минар продолжал работать. Он умер в октябре 1870 года, через несколько недель после того, как уехал из Парижа, к которому подступала прусская армия.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.