Опубликовано 09 августа 2017, 09:57

Умнее Айзека Азимова: как ученый понял машину

90 лет назад родился исследователь искусственного интеллекта Марвин Мински
Марвин Мински

Марвин Мински

© gene driskell/Flickr

Почему Марвин Мински верил, что машина может влюбиться, за что его ценил Айзек Азимов, что такое «Зима искусственного интеллекта» и как Мински сможет помочь науке даже после своей смерти, Indicator.Ru рассказывает в рубрике «История науки».

Марвин Ли Мински родился в августе 1927 года в еврейской семье. Несмотря на очень религиозные взгляды родителей, Мински вырос атеистом. Он считал, что между людьми и машинами нет принципиальной разницы: люди – те же машины, интеллект которых возник благодаря полуавтономным и не наделенным разумом «агентам».

Карикатура на Марвина Мински

Карикатура на Марвина Мински

© vaXzine/Flickr

Эта идея укрепилась в его голове гораздо позже – уже после того, как Марвин получил степень бакалавра по математике в Гарвардском университете и докторскую степень в Принстонском университете. В Массачусетский технологический институт Мински пришел в 1958 году: сначала он стал сотрудником лаборатории Линкольна, которая проводила исследования в области обороны, а потом вместе со своим другом Джоном Маккарти основал в институте Лабораторию искусственного интеллекта.

Тогда в США активно развивали проекты искусственного разума: до того, как Мински «ворвался» на арену машинного интеллекта, Джон Маккарти успел возглавить одну из научных школ, суть исследований которой была в использовании математического подхода и логики. Мински, как уже было сказано ранее, вдохновился биологией и наделял машину не только разумом, но и эмоциями.

Окрыленный непривычной для представителей науки середины ХХ века идеей о том, что у машины могут быть психика, творческие наклонности и другие человеческие качества, Мински в 1951 году, еще до окончания Принстона, сконструировал первую обучающуюся машину со случайно связанной нейросетью — SNARC (Spatial-numerical association of response codes), которая, правда, не использовалась на практике. Другое изобретение Мински – самая первая «черепашка» на языке программирования Logo, которую тот сделал вместе с создателем языка Сеймуром Пейпертом. Эта программа может быть знакома читателям по урокам информатики в школе: в рамках обучения программированию черепашке нужно давать простые команды, и она начинает двигаться по экрану.

Вместе с Сеймуром Пейпертом Мински написал книгу «Персептроны» (англ. perceptron от лат. perceptio — восприятие; этот термин означает «математическая модель восприятия информации мозга», проще говоря, речь идет о кибернетической модели мозга), опираясь на свою же разработку SNARC. В этой работе ученые рассказали о том, что первые модели нейронных сетей были ограничены в своих способностях: изначально в искусственных сетях было в сотни тысяч раз меньше нейронов и связей между ними, чем в реальном головном мозге, и даже спустя 50 лет человечество не смогло воссоздать реальное количество нейронных связей в искусственном мозге. В результате академическое сообщество разочаровалось в концепции пресептронов.

Интерес к искусственным нейронным сетям начал затухать. Этому также способствовало обильное финансирование проектов по созданию машинного разума без последующих результатов. В литературе это получило название «Зимы искусственного интеллекта». До начала 90-х годов мир будто забыл об умных машинах, но Мински не сдавался: он много говорил и писал о необходимости создании сильного искусственного интеллекта, сравнимого с разумом живого человека, и предвосхитил интерес к «Большим данным», глубокому обучению и эмоциональным вычислениям.

Мински был автором множества выдающихся работ в области робототехники, нейротехнологий и искусственного интеллекта, и, кроме того, его можно с уверенностью назвать популяризатором науки. Знания Мински пригодились Стенли Кубрику при создании фильма «Космическая одиссея 2001 года» – по сюжету главный компьютер космического корабля обладал интеллектом на уровне человека, а также мог различать человеческие эмоции. Мински продвигал теорию, что компьютеры с возможностью самообучения на основе накопленного опыта со временем начинают чувствовать такие эмоции, как симпатию, ненависть, злость и страх, что нашло отражение в научно-фантастическом фильме.

Роботизированная рука, созданная Марвином Мински в 1986 году

Роботизированная рука, созданная Марвином Мински в 1986 году

© Chris Devers/Flickr

Одна из последних работ ученого, «The Emotion Machine» («Эмоциональная машина»), опубликованная в 2006 году, несет в себе тот же посыл: чувства, даже такие сильные, как любовь, могут быть присущи не только людям, но и машинам. Однако чтобы научить машину испытывать эмоции, человек должен сначала научиться понимать, что движет людьми, когда они, например, переживают. За глубокие познания в робототехнике и интерес к искусственному интеллекту Айзек Азимов, придумавший три закона робототехники, называл Мински (наряду с Карлом Саганом) одним из двух людей, интеллектульно превзошедших самого писателя-фантаста.

Мински скончался 24 января 2016 года от кровоизлияния в мозг. Тем не менее, есть шанс, что этот ученый еще внесет вклад в развитие науки – Мински подписал контракт с некоммерческой организацией Alcor, которая занимается криоконсервацией. Если технологя безопасного размораживания в будущем станет доступна, то Мински попробуют оживить к 2045 году.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.