«На самом деле, такие находки — это изумруды»

Как заинтересовать математикой

Математические этюды/Pexels/Indicator.Ru

Мы поговорили с основателем портала «Математические этюды», заведующим лаборатории популяризации и пропаганды математики Математического института имени В. А. Стеклова Российской академии наук Николаем Андреевым — о том, как передать формулы в 3D-фильме, привлечь ведущих специалистов и заинтересовать школьников.

— В этом году проекту «Математические этюды» исполняется 18 лет, а его сайт уже отметил 15-летний юбилей. Немногие научно-популярные ресурсы могут похвастаться таким долголетием. Как изменились аудитория проекта и условия вашей работы за эти годы? Популяризировать математику стало проще или сложнее?

— Я бы сказал — нужнее. Вообще, популяризация зависит от уровня общего образования в обществе. Посмотрите на то, какие популярные книги по математике выходили в советское время огромными тиражами. Сейчас эти книги с популярными формулами читают уже единицы. А математические факты описательно, без формул объяснять действительно очень непросто. Кроме того, сложнее становится и потому, что раньше некоторых школьников фильмы проекта «Математические этюды» привлекали уже потому, что это была новаторская по тем временам 3D-графика. Сейчас ей уже никого не удивишь. В какой-то момент мы создали математическое приложение для мобильных и планшетов, и оно вышло на первое место в Top Overall в AppStore. Сейчас опять же это тоже более привычно. Но в наших проектах всегда неизменным остается качество — и научной проработки, и представления сюжетов. Думаю, что именно поэтому наши ресурсы востребованы, мы это видим и продолжаем вкладывать свои силы.

— Расскажите, как проходит работа над новым этюдом или миниатюрой для проекта. С чего начинается разработка? Сколько человек могут быть вовлечены в подготовку этюда? Как много времени она занимает?

— Все это время математические задумки реализовывает в виде 3D-фильмов Михаил Калиниченко, а программирует, разрабатывает и реализует дизайн (причем не только сайтов, а всех наших проектов) уникальный специалист — Роман Кокшаров. Ну а в Математическом институте им. В. А. Стеклова РАН есть лаборатория популяризации и пропаганды математики, где научные сотрудники «придумывают» контент. А разработка начинается с идеи, что какую-то математическую тему можно популярно и интересно рассказать. На самом деле такие находки — это изумруды. А дальше идет большая работа по их огранке – как лучше показать, какие слова лучше использовать при рассказе. И мне очень приятно, что некоторые сюжеты мы ввели в популяризацию математики и теперь они в ходу.

— Лаборатория популяризации и пропаганды математики в Математическом институте — уникальное, пожалуй, подразделение для научной организации. Как коллеги из других отделов относятся к вашей работе? Как бы вы оценили отношение к популяризации науки среди российских математиков в целом?

— Традиции российской школы заключаются в том, что большинство математиков занимаются популяризацией. В частности, читают лекции для школьников, в советское время писали научно-популярные книжки. К нам тепло и заботливо относятся в нашем доме — Математическом институте РАН. Без общения со старшими (не только в бытовом, но и в научном плане) товарищами мы бы, конечно, ничего не сделали. Так что это все считают общим делом. Всячески нас поддерживают наши ведущие математики и вне института и даже страны. Один из показателей — набор авторов, которые написали для книги «Математическая составляющая». Собственно, и премии получались во многом ради того, чтобы, несмотря на формальные сложности, помочь организации таких подразделений и в других института.

— Ваш проект — это не только этюды, миниатюры и книга, важное место в нем занимают и очные лекции по всей стране. В этом году, очевидно, с лекциями у всех были проблемы. Чем вы заменили этот формат работы?

— Увы, очные лекции, когда видишь глаза школьников, устанавливаешь контакт, не заменить ничем. На лекции, и только очной, можно вытянуть даже тех, кого «пригнали», собирая аудиторию в школе. И самая ценная реакция, когда после лекции подходят такие ребята и говорят, что они не ожидали, что математика может быть такой интересной. Но зато в этом году появились виртуальные экскурсии по нашей лаборатории. Дело в том, что в коллекции МИАН собраны наглядные модели, объясняющие интересные математические факты. Мы разработали и наглядные пособия для школ, которые существенно улучшают понимание, но пока, к сожалению, обеспечить ими школы у нас нет финансовых возможностей. А наш, пока и небольшой, музей математики, он очень интересный. Опять же, давняя задумка — построить действительно настоящий музей, чтобы люди могли «прикоснуться» (во всех смыслах!) к математике. В обычное время бывают и обычные экскурсии, а сейчас — виртуальные, чтобы больше людей могли посмотреть.

— За годы работы сам проект, ваш коллектив, книга «Математическая составляющая» собрали солидную коллекцию премий. А какие результаты сами по себе стали для вас наградой? Может быть, вы знаете молодых математиков, которые выросли на вашем проекте?

— Многие студенты сегодняшние или вчерашние «прошли» через «Этюды». Но вырасти ни на каком одном проекте невозможно. Можно лишь надеяться, что кого-то это зацепило и подтолкнуло к дальнейшему труду по изучению математики. Наверное, главным результатом для себя считаю, что многие учителя по всей стране используют наши проекты для работы со школьниками. Приятно и то, что на сайты приходит и сама молодежь, и даже уже состоявшиеся люди.

— Сайт проекта в день своего юбилея существенно обновился. Что еще меняется в проекте? Какие нововведения вы планируете?

— Когда-то, в лучшие годы мехмата, по вторникам проходили музыкальные вечера. Мы начинаем пока условный проект – «Математические вторники». Регулярно, каждый вторник, на сайте «Математических этюдов» будут появляться новые фильмы, идеи моделей. А в наших созданных сообществах в социальных сетях к ним будут добавляться различные комментарии. Следите и не пропустите интересные сюжеты!

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.