Нейронная сеть разделила изображения Гентского полиптиха
Команда английских и американских исследователей предоставила нейросети рентгеновское изображение Адама и Евы на одной из двухсторонних панелей Гентского алтаря. Нейросеть, в свою очередь, различила сигналы от разных сторон панели. Результаты работы представлены в статье на страницах Science Advances.
Гентский алтарь — полиптих XV века в соборе Святого Бавона епархии Гента в Бельгии. Работу начали в середине 1420-х годов и завершили еще до 1432 года. Надпись на алтаре гласит, что вначале над творением работал Губерт ван Эйк, «величайший из всех», однако довел до конца труд его брат Ян, «второй в искусстве». Алтарь считают шедевром европейского и мирового искусства.
Изначально Гентский алтарь состоял из двенадцати панелей. Два крыла, каждое — из четырех панелей — окрашено с обеих сторон. Итого полиптих составляют 24 изображения, на которых поместились 258 человеческих фигур. Темой алтаря стало поклонение Агнцу из Откровения Иоанна Богослова, согласно которому пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа.
Рентгенография картин позволяет обнаружить скрытые от глаз слои краски и повреждения. Однако рентгеновские снимки полиптиха содержат изображения с обеих сторон панелей, что затрудняет их «чтение» специалистами. Разделить содержимое снимков на два изображения до сих пор было непростой задачей, для которой предыдущие подходы были успешны лишь частично.
я выбрал вместо рекламы.
Команда исследователей под руководством Захра Сабецарвестани из Университетского колледжа Лондона и Барака Собер из Дьюкского университета разработала сверточную нейронную сеть, которая позволила разделить изображения с разных сторон панели. В работу сети отдали изображение панелей Адама и Евы.
«Искусственный интеллект станет полезным инструментом для обработки рентгеновских изображений, позволив расшифровывать сложные технически изображения. Повреждения в структуре деревянных опор, грунта и слоев краски будут им точно диагностированы, — поясняет Элен Дюбуа, руководитель проекта по сохранению Гентского алтаря в Королевском институте культурного наследия Бельгии (KIK-IRPA). — Новый подход также позволит лучше понять технику братьев Ван Эйк и запечатлеть изменения, которые вносили по мере выполнения шедевра».
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.