Опубликовано 04 июля 2017, 10:35

Семейственность в науке разоблачили с помощью больших данных

© National Science and Media Museum/Flickr

Анализируя открытые данные на сайтах университетов, ученые из Чикаго выявили очевидные нарушения академической этики в разных странах: семейственность и гендерное неравноправие. Исследование на эту тему представлено в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ученые работали только со списками фамилий сотрудников. Они хотел понять, какого рода закономерности можно «вытащить» из данных наиболее простого типа. Их интересовала прежде всего Италия и фамилии всех ученых, работавших в стране в 2000, 2005, 2010 и 2015 годах. Для сравнения они взяли списки исследователей, работающих сейчас в Национальном центре научных исследований (Франция) и исследовательских университетах США.

Затем они посмотрели, у скольких профессоров на каждой кафедре или отделе института одна и та же фамилия (по сравнению со случайным распределением). Если исключать географический фактор (распространенность той или иной фамилии в регионе) и аномальную частоту (как в случае ученых-иммигрантов из Китая или Кореи), то остается, по словам авторов статьи, только одно объяснение — семейственность, то есть ученые берут на работу своих родственников.

В 2011 году те же ученые провели аналогичное исследование и выяснили, что в Италии целый ряд дисциплин (прежде всего право, медицина и инженерное дело) очень сильно поражены непотизмом. Статья вышла вскоре после принятия реформы 2010 года, препятствующей принятию на работу родственников и вводящей в университетах независимые экспертные комиссии по найму новых сотрудников.

Если в 2000 году признаки непотизма обнаружились в семи из четырнадцати дисциплин, то в 2010 — лишь в пяти, а в 2015 — в двух (химия и медицина). Однако ученые отмечают, что такой «прогресс» связан не с борьбой правительства против непотизма, а скорее с обвальным сокращением числа научных сотрудников и преподавателей в стране. Всего в Италии за десять лет сократили 10% научных работников, в некоторых ведущих университетах — до 30%.

Что касается США, то наиболее ярко данные отражают огромное влияние академической миграции на научную жизнь в стране. Всего в США работает около 5,2 миллиона ученых, математиков и инженеров, причем половина родилась в Азии. В области химии и математики самая распространенная фамилия в США — Чжан. В агрономии, геологии и физике Чжаны на третьем месте, однако в гуманитарных науках — на 115-м. Смиты, с другой стороны, среди тройки лидеров в гуманитарных науках, социологии и медицине, но только 20-е в химии, и 47-е в геологии.

Наконец, гендерный дисбаланс в науке был обнаружен во всех изученных странах. Внимание ученых обратило на себя изобилие семейных пар, работающих в одной сфере или даже в одном институте — этот феномен был выявлен во Франции.