Опубликовано 27 декабря 2018, 12:17

Новую фигуру из эмбрионов нашли в мыльной пене

© Pixnio

Физики обнаружили, что мыльная пена образует полости в виде геометрической фигуры под названием «скутоид». Этот термин был предложен для именования тканей особой формы, впервые найденных у человеческих эмбрионов в этом году. Результаты опубликованы в журнале Philosophical Magazine Letters.

В июле 2018 года в журнале Nature Communications вышла статья, в которой ученые обнаружили новую геометрическую фигуру в изогнутых эпителиальных тканях человеческих эмбрионов. Она напоминает слегка неровную призму с усеченной вершиной. На одной стороне фигуры граней на одну больше, чем на другой. Скутоидами такие формы назвали потому, что они напоминают пластинку треугольной формы на спине некоторых насекомых, которая называется scutellum. Тогда авторы предположили, что такие фигуры возникают только в биологических образованиях.

В новой работе два физика из Великобритании и Ирландии решили найти скутоиды в неживой природе, на что их натолкнуло наблюдение пены от морских волн и в бокалах с пивом. Они решили провести эксперимент с раствором хорошо пенящейся жидкости для мытья посуды. Для имитации изогнутой ткани эмбрионов получающиеся пузыри помещали между двумя концентрическими цилиндрами. Дополнительное моделирование на компьютере также показало, что скутоиды могут быть наиболее выгодной с точки зрения энергии формой ячеек в пене, что является основным критерием их образования.

Мыльная пена образует геометрические формы, похожие на скутоиды