Опубликовано 29 апреля 2020, 19:39

Бактериальный клей помог создать искусственные антитела против вирусов

© Brian Orelli/Getty Images

Исследователи из Вагенингенского университета (Нидерланды) вместе с коллегами из Германии и Франции использовали бактериальный клей для создания синтетических антител, эффективных против потенциально смертельных вирусов порядка Bunyavirales. Статья ученых опубликована в журнале eLife.

Bunyavirales переносятся по большей части насекомыми, такими как комары, и могут быть смертельно опасными для животных и человека. Всемирная организация здравоохранения включила несколько из этих вирусов в общий перечень патогенов, которые могут вызвать эпидемии среди людей в условиях отсутствия или недостаточности контрмер.

Ранее исследователям удалось обнаружить антитела под названием VHH, которые оказались эффективны при лечении респираторных вирусных инфекций. Антитела, обнаруженные у человека и большинства других животных, состоят из четырех «цепей» — двух тяжелых и двух легких. VHH были найдены у верблюдов и представляют собой антигенсвязывающие домены тяжелых цепей антител. Они полностью функциональны как единый домен. Это обуславливает их небольшой размер и способность связывать патогены там, где это не способны сделать человеческие антитела. Кроме того, природа VHH делает их идеальными строительными блоками для создания многофункциональных комплексов.

В новом исследовании команда ученых иммунизировала лам с помощью двух прототипов Bunyavirales — вируса лихорадки Рифт-Валли (RVFV) и вируса Шмалленберга (SBV), — чтобы создать VHH, которые бы нацеливались на важную часть инфекционного механизма вируса — головку гликопротеина. Исследователи обнаружили, что антитела для RVFV и SBV распознают различные области в структуре гликопротеина.

Когда ученые проверили способность VHH нейтрализовать вирус в пробирке, они обнаружили, что одно антитело не способно выполнить эту работу. Комбинирование двух различных типов этих структур улучшило лечение SBV, но оказалось малоэффективным против RVFV. Чтобы решить эту проблему, исследователи использовали бактериальный клей, чтобы соединить вместе несколько типов антител. Оказалось, что такие комплексы VHH эффективно нейтрализуют оба вируса, но только в том случае, если они нацелены более чем на один регион вирусной головки гликопротеина.

Исследования на мышах показали, что эти комплексы способны снижать смертность при заражении вирусами. Количество вирусов в крови мышей с антителами также было существенно ниже по сравнению с контрольной группой. Чтобы работать в организме человека, антитела должны обладать всеми функциями естественных человеческих антител. Для этого команда ученых сконструировала химерные антитела человека и ламы. Введение такого антитела мышам до заражения предотвратило летальный исход заболевания у 80% животных, а лечение после заражения предотвратило смерть у 60%.