Опубликовано 24 августа 2018, 18:47

Бактерия сможет превратить любую кровь в универсальную донорскую

© RStudio/Science Photo Library/Getty Images

Ученые научились превращать кровь II и III групп (или групп А и B) в кровь I (0) группы, которую можно переливать людям с любой группой крови. Оказалось, сделать это можно с помощью бактерий, живущих в кишечнике человека. О результатах этих исследований ученые рассказали на ежегодной встрече Американского химического общества в Бостоне. Об этом сообщается на сайте организатора.

На красных кровяных тельцах (эритроцитах) человека и других животных могут быть особые структуры — антигены, а в плазме крови — соответствующие им антитела. Есть два типа антигенов (А и В), на основе которых определяется группа крови. Например, если у человека группа крови А (или II, согласно другой классификации), то на его эритроцитах есть А-антигены, а в плазме — подходящие им антитела, которые при этом уничтожают В-антигены. Поэтому человеку с группой А нельзя переливать кровь группы В и наоборот. У носителей группы крови 0 (или I) на эритроцитах нет ни тех, ни других антител, поэтому их кровь можно переливать людям с любой группой. Авторы нового исследования нашли способ сделать эту универсальную донорскую кровь из крови групп А и В.

Антигены А и В — это, по сути, соединения жиров или белков с различными формами сахара. Теоретически их можно удалить из крови, главное — подобрать правильный фермент. Если это сделать, то на поверхности эритроцитов не останется А и В антигенов, то есть кровь станет нулевой группы. Ученые из Университета Британской Колумбии (Канада) занялись поиском такого фермента. Для этого они использовали методы метагеномики, то есть изучали набор генов не какого-то конкретного организма, а сразу множества.

Ученые «смешали» ДНК многих организмов и начали искать среди них гены, которые производят ферменты, уничтожающие антигены. В базу исследователей вошли ДНК комаров, пиявок и многих других животных, но нужный фермент нашелся в микрофлоре кишечника человека. Белковые клетки муцины выстилают стенки кишечника и помогают прикрепиться нужным бактериям, выделяя различные сахара, некоторые из которых похожи по структуре на антигены А и В. Некоторые бактерии выделяют ферменты, которые уничтожают эти сахара. Авторам исследования удалось найти целое семейство таких ферментов, которые могут эффективно уничтожать А и В антигены.

В дальнейших исследованиях ученые планируют подтвердить открытие на более широкой экспериментальной базе. Если найденные ферменты действительно окажутся такими действенными, исследователи начнут клинические испытания.