Опубликовано 20 декабря 2016, 08:28

Беременность изменяет структуру мозга женщины

© Unsplash/Pixabay

Ученые из Автономного университета Барселоны обнаружили, что беременность оказывает долговременный эффект на мозг женщины, изменяя его структуру и позволяя ей лучше заботиться о ребенке. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

В течение пяти лет при помощи магнитно-резонансной томографии ученые исследовали 25 женщин, которые были беременны в первый раз, и 19 мужчин, их партнеров. Также ученые просканировали мозг 20 небеременных и не планирующих беременность женщин и 17 их партнеров. В результате оказалось, что у беременных женщин мозг отличается от мозга других участников экспериментов, даже от мозга новоиспеченных отцов. У женщин снижается объем серого вещества в средней передней и задней коре головного мозга.

Как объясняют исследователи, эти области мозга отвечают за социальные процессы, такие как умение переживать и понимать других, то есть за то, что относится к «теории сознания» — способности понимать ментальное состояние другого человека. Хотя считается, что снижение объема серого вещества мозга негативно влияет на человека, в данном случае мозг просто правильно «настраивает» себя, ведь ни у одной из матерей не было признаков когнитивных нарушений. Эти изменения, как считают исследователи, являются эволюционным механизмом, который позволяет матери эмоционально адаптироваться для новорожденного. Однако у отцов таких изменений найдено не было, что может означать, что снижение объема серого вещества у женщин вызвано большим количеством выделяющихся гормонов.

«Значит, с помощью компьютерного алгоритма можно определить, какая женщина была беременна во время исследования, а какая — нет», — сказала Эльзелин Хокзема, участник исследования.

Также в ходе эксперимента ученые показали матерям фотографии их детей и заметили повышенную нейронную активность в областях мозга, в которых объем серого вещества уменьшился. Более того, ученые провели психологический тест, чтобы выявить, какая женщина была наиболее эмоционально привязана к своему ребенку. По его результатам выяснилось, что чем меньше объем серого вещества, тем сильнее привязанность матери. Все изменения структуры мозга сохраняются еще минимум два года после родов.

Сейчас ученые намерены продолжить исследования с большим количеством участников.