Опубликовано 05 сентября 2019, 10:29

В крови обнаружен биомаркер устойчивости к стрессу

© Olivia Baenziger

Американские ученые обнаружили, что рецептор на поверхности клеток мозга обуславливает устойчивость к стрессу. Результаты опубликованного в Nature Communications исследования предполагают, что рецептор может стать биомаркером посттравматического синдрома.

Сфингозин-1-фосфатный рецептор 1 (S1PR1) — это белок из семейства GPCR-рецепторов, пронизывающий мембраны многих клеток организма. Он связывает молекулы сфингозин-1-фосфата (S1P) за пределами клетки, меняет конформацию и посылает сигнал внутрь клетки. S1P представляет собой продукт переработки компонента клеточных мембран. Вырабатывается этот продукт в иммунной, сердечно-сосудистой системах и ЦНС. В иммунной системе, если рецепторы S1PR1 связали S1P, они посылают сигнал лимфоцитам покинуть лимфатические узлы. В сердечно-сосудистой системе — сузить просвет сосудов и ускорить частоту сердечных сокращений. В ЦНС — остановить рост белого вещества, миграцию нейронных клеток-предшественниц и не только. Однако это «не только» до сих пор изучено недостаточно.

Социальная иерархия и территориальные войны — основной источник стресса у крыс. Команда исследователей из Детской больницы в Филадельфии и Пенсильванского университета ставила опыты воссоздания стресс-условий на крысах. Для этого они применяли проверенные методики —принудительное купание и социальное поражение. Крыс, которые вели себя пассивно, определяли как уязвимых к стрессу. Самых активных — как устойчивых к сложным жизненным ситуациям.

Иммуногистохимическое окрашивание и иммуноферментный анализ мозга подопытных выявили, что клетки мозга устойчивых к стрессу мышей несли больше рецепторов SIRPR3. Когда выключали работу гена SIRPR3, ученые наблюдали понижение у них стрессоустойчивости.

Исследователи также измерили уровень S1PR3 в крови пациентов при больнице для ветеранов, все из которых побывали в бою. Пациенты с посттравматическим синдромом (ПТСР) имели более низкие уровни S1PR3, чем те, у кого ПТСР не развивался. Кроме того, чем более тяжелыми были симптомы ПТСР, тем ниже был уровень S1PR3 в крови.

«Наши результаты позволяют предположить, что белок служит потенциальным биомаркером посттравматического синдрома», — отметила ведущий автор исследования невролог в отделении анестезиологии и интенсивной терапии в Детской больнице в Филадельфии Сима Бхатнагар. По ее словам, для того чтобы подтвердить выводы, необходимы дальнейшие исследования на больших выборках пациентов.