Опубликовано 27 сентября 2016, 17:00

Благодаря крысам человек сможет избавиться от фобий

Американские учёные придумали способ, который в будущем позволит лечить фобии и посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) у людей. Исследование опубликовано в журнале ELife.

Фобии, такие как боязнь полётов, страх перед насекомыми или клаустрофобия, могут серьёзно сказаться на общественной жизни людей. Обычно для устранения фобий и ПТСР используют так называемую экспозиционную терапию, в ходе которой пациента пугают объектом или ситуацией, которые на самом деле ничем ему не угрожают. Например, арахнофобам показывают фотографии пауков, а аэрофобам — самолётов. Зачастую эффект от терапии держится недолго. Учёные из Массачусетского технологического института придумали способ для того, чтобы избавить людей от фобий в долгосрочной перспективе.

Исследователи провели эксперимент, в котором они учили крыс бояться шума: после определённого звукового сигнала животные получали несильный электрический разряд. Затем на крыс воздействовали этим шумом, но уже без болевого стимула, и следили за активностью нейронов мозга. Этот метод позволил учёным установить нейронный путь, активизировавшийся во время страха. Этот путь соединял базолатеральную миндалину (BLA), которая отвечает за «память страха», с прилежащим ядром (NAc), участвующим в системе вознаграждения. Ученые назвали эту нейронную схему BLA-NAc.

Далее учёные в течение 55 дней воздействовали на крыс «страшным» звуковым сигналом без электрического разряда. При этом экспериментаторы одну группу крыс поощряли лакомством, а другую лечили обычной экспозиционной терапией (без сладостей). В результате крысы, которые получали вознаграждение, больше не испытывали страха, а у остальных крыс всё ещё наблюдались проявления паники. По словам учёных, исследования на крысах могут дать толчок для дальнейшего изучения этого метода терапии на человеке.