Опубликовано 06 ноября 2019, 13:03

Найден белок, блокирующий вирус Зика

© Manuel Almagro Rivas/Wikimedia Commons/DENV/Indicator.Ru

Биологи из США открыли белок, который имеет решающее значение для контроля репликации вирусов Западного Нила и Зика. Соединение поможет разработать новые методы лечения и профилактики болезней, вызванных этими вирусами. Статья исследователей опубликована в журнале Frontiers in Microbiology.

Вирус Западного Нила является ведущим заболеванием, переносимым комарами, в Соединенных Штатах. Всего с 1999 года, по данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, по всему миру было зарегистрировано более 50 тысяч случаев заболевания. Из них 2330 — с летальным исходом. Заболевание переносится комарами рода Culex.

Вирус Зика, который переносят комары рода Aedes, был найден во Флориде и Техасе, а также в других относительно теплых регионах. Этот вирус может вызвать серьезные неврологические заболевания, такие как синдром Гийена — Барре, который заставляет иммунную систему организма атаковать нервную систему. У большинства людей, имеющих хорошую иммунную систему, эти вирусы могут не вызывать симптомов. А это значит, что вызванные ими инфекции распространены куда сильнее, чем предполагалось.

Из всех случаев заболевания лихорадкой Западного Нила, зарегистрированных в США, почти в половине случаев происходит поражение нервной системы, что приводит к опасным для жизни последствиям, таким как энцефалит. Медикаментозное лечение часто неэффективно, как только вирус достигает головного мозга. Но теперь биологи обнаружили ключевой белок, который выступает в качестве датчика, запускающего иммунный ответ против этих двух вирусов.

Ученые из Университета штата Джорджия выяснили, что Z-ДНК-связывающий белок 1 (ZBP1) имеет важное значение для ограничения репликации вируса лихорадки Западного Нила и вируса Зика — он предотвращает развитие энцефалита у мышей. А отсутствие этого белка у мышей, как оказалось, приводит к поголовной смертности при заражении даже не вызывающим болезнь штаммом вируса лихорадки Западного Нила.

«Это важно, потому что в организм попадает вирус, который иммунная система никогда раньше не видела. И если совсем отключить функцию белка, который мы обнаружили, то этот вирус просто убьет все на своем пути, — отмечает ведущий автор исследования Мукеш Кумар. — Мы обнаружили, что, когда клетки заражены вирусами Зика и лихорадки Западного Нила, они реагируют, запуская некроптоз — форму запрограммированной клеточной смерти — через сигнализацию ZBP1. Это блокирует вирусную репликацию и распространение, позволяя иммунной системе очиститься от вируса».