Опубликовано 13 апреля 2017, 10:45

Ученые рассказали, что нового привнесла в медицину борьба с вирусом Эболы

© CDC/Cynthia Goldsmith

Группа ученых проанализировала более 1500 геномов вируса Эболы и доказала, что быстрая расшифровка генома и обмен данными между исследователями помогут бороться с эпидемиями в будущем. Статья с результатами работы ученых опубликована в журнале Nature.

В ходе исследования ученые выделили 25 факторов, которые могут замедлять или ускорять распространение заболевания. Так, большую роль в развитии эпидемии играют города. Чем больше больше людей живет в городе, тем серьезнее будут последствия появления в нем заболевших. Уберечь город от эпидемии помогает его отдаленность от других крупных поселений. Благодаря этому эпидемия слабо затронула Гвинею-Бисау, Сенегал, Мали и Кот-д’Ивуар (в отличие от Гвинеи, Сьерра-Леоне и Либерии, на материалах которых проводилось исследование).

Проанализировав 1610 образцов вируса (примерно 5% от общего числа зарегистрированных случаев заболевания), авторы исследования пришли к выводу, что 3,6% заболевших передвигались по региону, ускоряя распространение заболевания. «Если бы мы могли сосредоточиться на них и ограничить их передвижения, это очень сильно повлияло бы на ход эпидемии», — отметил один из авторов статьи, биолог из Центра исследования рака имени Фреда Хатчинсона Гитис Дюдес.

В то же время такие факторы, как общий язык, развитость экономики и климат, значительного влияния на ход эпидемии не оказали. Закрытие границ практически исключило распространение заболевания за пределы района эпидемии, однако между странами, закрывшими границы, передвижения людей, в том числе носителей заболевания, полностью не прекратились.

Как отмечают авторы статьи, целью их исследования была разработка основы для прогнозирования вспышек Эболы и других вирусов в будущем и предложение мер по борьбе с ними. Секвенирование генома позволяет не только облегчить работу местных медиков по отслеживанию контактов заболевших и введению карантина, но и выяснить, например, являются несколько случаев заболевания последствиями более ранней вспышки или они возникли из того же природного очага, что и сама эпидемия в самом начале. Другим фактором, который облегчил борьбу с эпидемией, был широкий обмен данными между различными группами исследователей. Это требовало некоторой самоотверженности ученых, которые часто стараются не делиться полученными результатами до выхода научной публикации.