Опубликовано 26 июля 2018, 13:42

Объяснена причина быстрого заживления ран во рту

© Pexels

Ранки во рту заживают намного быстрее, чем в других частях тела. Оказалось, что дело в особых клетках: они есть в ротовой полости, но отсутствуют, например, в коже рук. В этих клетках активно действуют специфические гены, которые помогают клеткам двигаться, а повреждениям — заживать без шрамов. Результаты работы опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

Процесс заживления раны зависит от того, где она располагается. Например, известно, что травмы колена часто заживают долго и оставляют заметные шрамы. Повреждения слизистой оболочки ротовой полости у человека затягиваются быстрее и лучше всех остальных. Если разобраться в особенностях того, как это происходит во рту, можно создать методы, которые помогут лучше заживать и другим ранам.

В новой работе ученые делали небольшие раны во ртах и на руках 30 добровольцев. Во рту они заживали в среднем в три раза быстрее — со скоростью 0,3 миллиметра в день против 0,1 миллиметра в день у ран на руках. Авторы провели транскриптомный анализ участвующих клеток, то есть определили, какие молекулы РНК они производят. Оказалось, что в клетках кератиноцитах — основном компоненте эпидермиса — активны разные гены. В отличие от кожи рук, во рту активны SOX2, PITX1, PITX2 и PAX9, которые кодируют регуляторные белки. Для того, чтобы подтвердить роль этих генов, ученые в других экспериментах меняли количество этих белков. Оказалось, что после уменьшения количества PITX1 и SOX2 клетки в лабораторной культуре стали двигаться гораздо медленнее, а после увеличения SOX2 в коже мышей раны стали заживать быстрее — время заживления уменьшилось с девяти до трех дней.

Согласно одной из гипотез, которые объясняют отличие в скорости заживления ран во рту и других слизистых оболочках, причина заключается в насыщенной водой среде. Большая часть эволюции позвоночных прошла под водой, поэтому заживление ран в наибольшей степени приспособлено именно к такой ситуации.