Опубликовано 25 сентября 2019, 12:27

Биологические часы влияют на эффективность иммунного ответа

© Harry Campbell/Stanfod University

Канадские исследователи выяснили, что Т-лимфоциты (CD8), которые необходимы для борьбы с инфекциями и раком, функционируют совершенно по-разному в зависимости от времени суток. Статья об этом опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Мы знаем, что циркадные ритмы создаются «часовыми генами», влияющими на большинство органов и клеток, включая иммунную систему, функция которой изменяется в зависимости от времени суток. Циркадные ритмы применимы для различных аспектов жизнедеятельности человека и животных, включая сон, питание, гормональную активность и температуру тела. Эти ежедневные ритмы помогают организму адаптироваться к циклическим изменениям окружающей среды, таким как времена года и смена дня и ночи.

В более ранних исследованиях было продемонстрировано, что Т-клетки по-разному реагируют на патоген в теле в зависимости от времени суток, но роль биологических часов в этом явлении оставалась неизвестной. Чтобы выяснить это, ученые из Монреальского университета и Университета Макгилла наблюдали реакцию T-лимфоцитов мышей с белком CD8 на вакцину.

Оказалось, что сила иммунного ответа на вакцину изменялась в зависимости от времени суток. А у мышей, у которых было недостаточно CD8 Т-клеток для активации «гена часов», не наблюдалось соответствия иммунного ответа циркадному ритму. Таким образом, в дневное время реакция организма мышей на вакцину в этом случае была меньше, чем у первой группы животных.

«Наше исследование показывает, что Т-клетки более склонны к активации в определенное время суток. Выявление механизмов, посредством которых биологические часы связаны с функционированием Т-клеток, поможет нам лучше понять процессы, стоящие за деятельностью иммунной системы. Эти знания будут способствовать совершенствованию стратегий вакцинации и противоопухолевой иммунотерапии», — отметила одна из авторов работы, профессор кафедры медицины и микробиологии, инфекционных болезней и иммунологии Монреальского университета Натали Лабрек.