Опубликовано 13 декабря 2020, 22:52

Что нового в Nature, Science и The Lancet. 13 декабря

© Nature/Science/The Lancet/KIST/Indicator.Ru

Картирование метастазов, скольжение кристаллов в катоде литий-ионных батарей, нейроны мочеиспускания, выживание тасманийских дьяволов и нейтрализующие антитела к коронавирусу у не болевших им — таков дайджест ведущих журналов от нашего научного редактора.

Nature

Обложка. Большинство смертей от рака связаны с опухолями, распространяющимися на вторичные участки тела через метастазы, однако существуют значительные пробелы в наших знаниях о лежащей в основе этого процесса биологии. В выпуске этой недели Тодд Голуб и его коллеги сообщают о MetMap-системе «штрихкодирования», которую они использовали для определения метастатического потенциала линий раковых клеток человека. Система основана на анализе около 500 клеточных линий, представляющих 21 тип солидного рака (наиболее агрессивной разновидности эпителиального рака). На основе своих анализов исследователи создали лепестковые графики, как показано на обложке текущего номера, которые относятся к метастатическому паттерну раковых клеток. Команда использовала карту для оценки рака молочной железы, метастазирующего в мозг, обнаружив, что этот процесс связан с изменениями в липидном обмене, которые могут стать мишенью для будущих методов лечения.

Редакционных статей две. Первая — про вакцины против COVID-19 : о том, что медицинским регуляторам нужен доступ к данным клинических испытаний. Вторая — снова про пол и гендер. Европейская комиссия настаивает на включение полового и гендерного анализа в исследования. Может, стоит присваивать гендер кваркам?

Что интересного отметим из исследовательских статей?

Старатели, добывающие золото в бассейне Амазонки, меняют ландшафт и загрязняют ртутью пищевые продукты.

Соленая вода на Марсе может дать будущим колонистам кислород.

Сахара подают сигнал, который помогает эмбриональным клеткам перейти к новой жизненно важной работе.

В рубрике News отметим:

Может ли Джо Байден добиться успеха в своей революционной климатической повестке дня?

Десять исследователей, имеющих опыт в области вирусологии, общественного здравоохранения и животных, [попытаются ответить] (https://www.nature.com/articles/d41586-020-03402-1) на ключевой вопрос: как началась пандемия и откуда взялся коронавирус.

Есть в журнале и рецензия на фильм. Документальный фильм Ноа Хаттона inSilico запечатлел, что творилось за кулисами проекта Human Brain Project, а также схожего проекта Blue Brain Project, который был поддержан с большой помпой Европейской комиссией. Он был раскручен как квантовый скачок в понимании того, как работает человеческий мозг. Вместо этого он оставил череду разгневанных нейробиологов по всей Европе. Тем не менее некоторые аспекты того, что пошло так дорого и неправильно, все еще остаются неуловимыми.

Рубрика Where I Work посвящена истории Джона Фульмера, который работает на океанском исследовательском судне.

Что мы отметим из исследовательских статей?

Ископаемые останки позволяют проследить происхождение современного птичьего черепа, поскольку птицы эволюционировали от своих динозавров-предков. Открытие новой причудливой окаменелости обнаруживает удивительное отклонение во время этого процесса трансформации «птичьего лица».

Открытие больших «рентгеновских пузырей» в гало Млечного Пути.

Корреляции в импульсном пространстве между адронами, созданные ультрарелятивистскими протон-протонными столкновениями на Большом адронном коллайдере CERN, дают представление о сильном взаимодействии, особенно о динамике гиперонов-барионов, содержащих странные кварки.

Дипольное испарение реактивных молекул до температуры ниже температуры Ферми.

В мельчайших капиллярах, едва превышающих в диаметре молекулу воды, конденсация удивительно точно описывается макроскопическим уравнением конденсации Кельвина. Это совпадение частично объясняется упругой деформацией стенок капилляра. К слову, среди авторов работы — Андрей Гейм.

Гидроаминирование с высокой энантио- и региоселективностью достигается в широком диапазоне внутренних алкенов с помощью катионного комплекса иридия.

Сравнение множественных геномных сборок пшеницы показывает обширное разнообразие, которое является результатом сложной селекционной истории пшеницы и обеспечивает основу для дальнейших потенциальных улучшений этой важной культуры.

И еще генетика зерновых. Хромосомные сборки последовательностей 20 различных сортов ячменя используются для построения пан-генома первого поколения, выявляя ранее скрытые генетические вариации, которые могут быть использованы в исследованиях, направленных на улучшение урожайности.

Две важные нейроработы. Одна посвящена механорецепторам, контролирующим мочеиспускание, а другая — тому, как астроциты ингибируют синапсы.

Еще одна важная работа, посвященная открытию рецептора вируса венесуэльского энцефалита лошадей.

А это действительно важная работа, связанная с полом (не гендером), — отличия в иммунном ответе у мужчин и женщин при COVID-19 приводят к разному исходу заболевания.

Science

Обложка нового номера показывает схематический рисунок явления скольжения в микрометровом катодном кристалле, заряженном до высоких напряжений. Скольжение кристаллов, вызванное локализованным напряжением, частично обратимо и в конечном итоге превращается в микротрещины после длительного цикла работы батареи. Было предсказано, что критический размер кристалла предотвратит такое скольжение в катодных кристаллах литий-ионной батареи.

Редакционная статья посвящена COVID-19 и инновациям — тому, как можно их ускорить.

В рубрике In Depth отметим:

Люди с серповидно-клеточной болезнью или бета-талассемией могут быть избавлены от изнурительных симптомов на всю жизнь.

Глобальный обзор биоразнообразия почв призывает к защите часто упускаемой из виду подземной жизни.

Тасманийские дьяволы когтями прокладывают себе путь от вымирания. Их геномы показывают, что распространение смертельного рака замедляется. Научная статья прилагается.

В рубрике Letters отметим статью о том, как Малый Арал дает надежду озеру Балхаш.

Увы, некролог в номере тоже есть: выдающийся клеточный биолог Анжелика Амон умерла в возрасте всего 53 лет… Рак яичников.

Из исследовательских статей отметим:

Обзор «Бедность, депрессия и тревога: причинно-следственные связи и механизмы».

Метод определения структур белковых комплексов in vivo использует фенотипические считывания генетических возмущений.

Спутниковые и наземные наблюдения показывают, что реакция роста растений на повышение уровня CO2 в атмосфере снизилась.

Белковые конденсаты демонстрируют возрастное увеличение вязкости, но их упругие свойства лишь слабо изменяются со временем.

Индийские муссонные засухи часто могут быть результатом аномалий температуры поверхности моря в Северной Атлантике.

Нейтрализующие антитела к SARS-CoV-2 могут быть обнаружены у некоторых неинфицированных лиц — преимущественно у детей и подростков.

The Lancet

Обложка текущего номера содержит цитату из редакционной статьи, которая справедливо замечает: успехи вакцин и шум, связанный с ними, не должны затмевать тех, кто болеет и болел COVID-19, и не должны дать забыть о долгосрочных эффектах коронавируса, особенно о мультиорганных патологиях.

В рубрике World Report отметим материал об удешевлении лечения ВИЧ у детей.

А в рубрике Perspectives — материал о диагностике COVID-19 по кашлю.

Ну и три исследования: применение химерных Т-клеток при остром лимфобластном лейкозе, карбоксимальтоза железа при дефиците железа при выписке после острой сердечной недостаточности и видеоларингоскопия у маленьких детей.