Опубликовано 07 декабря 2018, 17:46

Чуму обвинили в упадке обществ 5000 лет назад

Захоронение, в котором нашли останки с чумной палочкой

© Karl-Göran Sjögren/University of Gothenberg

Ученые выделили ДНК чумной палочки из останков женщины, умершей около 5000 лет назад на территории Швеции. Это древнейшее известное на сегодняшний день свидетельство существования чумы. Авторы исследования считают, что именно это заболевание могло быть причиной упадка многих культур, начавшегося около восьми тысяч лет назад. Результаты опубликованы в журнале Cell.

Между пятью и шестью тысячами лет назад многие неолитические общества в западной части Евразии пришли в упадок. Считается, что единой причины у этих событий не было, действовала комбинация факторов. Природа этих факторов остается в научном сообществе предметом споров.

В новой работе ученые пишут о том, что реконструировали геном чумной палочки (Yersinia pestis) по выделенной из человеческих зубов ДНК. Кости были взяты из найденного почти 20 лет назад массового захоронения на территории Швеции. Возраст останков составляет от 4867 до 5040 лет. Сравнение генетической информации обнаруженного штамма Y. pestis с другими современными и древними представителями указывает на то, что ученым удалось найти наиболее старый из известных вариантов. Авторы считают, что более 5000 лет назад люди в Европе уже страдали от массовых вспышек чумы, которая быстро охватывала густонаселенные сообщества земледельцев и распространялась по торговым путям в другие области. Ученые называют болезнь одной из вероятных причин упадка сообществ, начавшегося около восьми тысяч лет назад.

Авторы работы подозревают, что ранняя форма чумы могла заразить представителей Трипольской культуры, живших на территориях современных Румынии, Молдовы и Украины. Люди этой культуры строили поселения с достаточно большой плотностью населения, из-за чего мог появиться высокоинфекционный штамм чумы. Тем не менее непосредственных следов этого заболевания у представителей Трипольской культуры ученые не нашли, но они надеются восполнить этот пробел в будущих исследованиях.