Опубликовано 05 мая 2019, 16:31

Нарушение циркадных ритмов спровоцировало рост опухолей у мышей

© Jack Moreh/ Stockvault

Ученые из центра Penn Medicine (Филадельфия) показали, что циркадные нарушения вызывают увеличение скорости пролиферации клеток, а это сдвигает баланс клеточного цикла и стимулирует рост опухолей у мышей. Статья опубликована в журнале PLoS ONE.

Группа исследователей под руководством Амиты Сегал – директора программы хронобиологии центра Penn Medicine – изучила клеточные, молекулярные и биохимические последствия хронического нарушения суточных ритмов. Для моделирования десинхронизации циркадных ритмов в культуре клеток использовали вещество, похожее на гормон надпочечников, – синтетический глюкокортикоид дексаметазон, имитирующий замедление суточного ритма.

Ученые обнаружили, что в результате изменилась экспрессия множества генов и увеличилась экспрессия контрольного белка клеточного цикла под названием циклин D1. Циклин D1, в свою очередь, активировал циклин D-зависимую киназу 4/6 (CDK4/6) – белок, который принимает участие в регуляции клеточного цикла. В эксперименте CDK4/6 останавливала рост клетки и заставляла ее синтезировать новую ДНК, что приводило к увеличению скорости деления клеток.

По мнению авторов статьи, хроническое нарушение нормального циркадного ритма, возникающее из-за позднего отхода ко сну, приемов пищи в неподходящее для этого время, посменной работы и прочих причин, сдвигает баланс между опухоль-подавляющей и опухоль-прогрессирующей экспрессией генов в пользу роста опухоли.

Полученные данные также свидетельствуют о том, что хронотерапия – прием лекарств с учетом индивидуального циркадного ритма пациента – может улучшить результаты лечения препаратами, которые подавляют рост опухоли.