Опубликовано 08 сентября 2020, 08:58
3 мин.

Дети используют оба полушария мозга для понимания речи

© mkoudis/Max Pixel

Американские ученые показали, что у детей в восприятии речи участвуют области как левого, так и правого полушария мозга. По мере взросления правое полушарие утрачивает эту функцию. Результаты исследования указывают на возможную причину, по которой дети лучше восстанавливаются после таких повреждений мозга, как, например, инсульт. Работа ученых опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

У взрослых людей восприятие, понимание и обработка речи осуществляется исключительно левым полушарием мозга. Тот факт, что у детей повреждение любого из полушарий редко приводит к языковому дефициту, наводил ученых на мысль о том, что в раннем возрасте речь воспринимается мозгом симметрично. Однако не было известно, наблюдается ли доминирование левого полушария с рождения или проявляется в процессе взросления. С помощью метода функциональной магнитно-резонансной томографии ученые из Медицинского центра Джорджтаунского университета и Национальной детской больницы показали, что у детей оба полушария равноправно участвуют в обработке речи.

«Это исследование очень актуально в отношении детей, получивших мозговую травму, — рассказывает одна из исследователей, профессор Джорджтаунского университета Элисса Ньюпорт. — Использование обоих полушарий обеспечивает компенсацию после различных нарушений. Например, если левое полушарие повреждено в результате перинатального инсульта, который произошел сразу после рождения, ребенок все равно сможет учиться говорить, используя для этого правое полушарие. Ребенок, рожденный с церебральным параличом, повредившим одно из полушарий, сможет развить необходимые когнитивные способности в другом. Наше исследование наглядно демонстрирует, как именно такое возможно».

В эксперименте приняли участие 14 взрослых в возрасте от 18 до 29 лет и 39 детей в возрасте от 4 до 13 лет. Участникам было предложено задание на понимание предложений, во время выполнения которого фиксировалась активность отдельных частей мозга. Затем ученые сравнили результаты для четырех возрастных групп. Даже самые маленькие дети демонстрировали левостороннюю речевую активацию, однако большинство из них также показывали значительную активность и в аналогичных областях правого полушария. У взрослых эти области задействованы для выполнения других задач, например для обработки эмоций, выражаемых голосом. Дети используют эти отделы в обоих полушариях и при понимании смысла предложений, и при распознавании эмоциональной окраски слов. Нейронные сети, отвечающие за определенные задачи, закладываются в раннем детстве, но продолжают формироваться до 10‒11 лет. Медленное снижение участия левого полушария в распознавании речи связано с изменением распределения функций на уровне нейронов, а не с разными стратегиями восприятия у детей и взрослых.

Результаты работы показали, что участие правого полушария в обработке речи в раннем детстве способствует поддержанию и развитию этих функций в случае повреждения левого полушария. В настоящее время исследователи изучают речевые способности у подростков и молодых людей, перенесших инсульт левого полушария при рождении.