Опубликовано 26 ноября 2018, 15:02

Китайцы заявили о рождении первых детей с отредактированным геномом

© Kurzgesagt – In a Nutshell/YouTube

Исследователь из Китая утверждает, что участвовал в редактировании генома двух девочек-близнецов, которые родились в этом месяце. Правда, интервью ученого — единственный источник этой информации, никаких публикаций в научных изданиях пока нет. С исследователем поговорило агентство Associated Press.

Активно развиваемая в последние годы технология редактирования генома CRISPR/Cas9 и подобные ей потенциально могут позволить лечить многие генетические заболевания. Больше всего для этого подходят болезни, которые вызываются известными одиночными мутациями в конкретных генах. Чтобы их вылечить, нужно редактировать гены у человеческих эмбрионов, что вызывает этические споры и ставится под сомнение рядом специалистов. В 2015 году китайские исследователи заявляли, что провели подобные опыты в лабораторных условиях, что вызвало критику в том числе со стороны других ученых. Они призывали не экспериментировать с созданием отредактированных человеческих эмбрионов, по крайней мере на текущем этапе развития технологии.

Согласно появившейся недавно информации, китайские медики из Южного научно-технологического университета в Шэньчжэне не оставили подобных попыток. Из опубликованных медицинских документов следует, что исследователи планировали исправить ген CCR5, сделав детей устойчивыми к ВИЧ, оспе и холере, поскольку этот белок обеспечивает возможность заражения. Опыты заключались в том, что эмбрионы семи пар модифицировали при помощи технологии CRISPR «в пробирке» во время экстракорпорального оплодотворения и затем пересаживали женщинам.

Согласно заявлениям руководителя коллектива Цзянькуя Хэ, одна из женщин родила девочек-близнецов. Генетические тесты указывают, что одна из них получила обе копии гена в отредактированном виде, а вторая — одну отредактированную копию. Также исследователи не выявили повреждения других генов. Не участвовавшие в операциях специалисты говорят, что анализы опубликованных данных не позволяют сделать однозначного вывода о том, повредило ли редактирование генов здоровью детей. На недостаток примененной методики указывает то, что одна из девочек получила всего одну копию отредактированного гена, то есть в плане защиты от ВИЧ она получила незначительное преимущество. Вместе с этим риск того, что в результате редактирования повредятся какие-то другие гены, может быть гораздо выше.