Опубликовано 09 декабря 2016, 13:24

Детская мумия из Литвы позволила проследить эволюцию вируса оспы

© Kiril Cachovski of the Lithuanian Mummy Project, 2015

Группа ученых из Финляндии, Канады, Литвы, Австралии, США, Франции и Великобритании изучила образцы вируса оспы, взятые у мумии XVII века и выяснила, что самая опасная форма вируса появилась сравнительно недавно. О своем исследовании ученые рассказали на страницах журнала Current Biology.

Вирус был найден почти случайно: исследователи из Франции и Литвы изучали образцы тканей мумифицированных останков ребенка, найденных в склепе XVII века в доминиканской церкви Святого духа в Вильнюсе. У мумии не было заметных следов перенесенной оспы, однако ученые отправили образцы на экспертизу в лабораторию Макмастеровского университета. Оказалось, что образцы содержат Variola — вирус, вызывающий оспу. Эти образцы вируса оспы являются старейшими из найденных.

Проанализировав образцы вируса, ученые заметили, что он имеет много общего с современными, как, например, некоторые мутации. Исследователи проследили связь между 49 современными штаммами и найденным в тканях мумии и выяснили, что их общий предок появился между 1530 и 1654 годами, то есть достаточно поздно. Самые ранние свидетельства заболевания оспой насчитывают более пяти тысяч лет, однако, как полагают авторы исследования, египетские фараоны, у которых нашли признаки заболевания, могли пострадать от кори, ветряной оспы или другого, менее смертоносного, типа вируса оспы, который впоследствии исчез.

По мнению авторов работы, новый, более опасный штамм вируса мог передаться людям от животных либо мутировать.