Опубликовано 26 августа 2020, 16:06
2 мин.

Ученые сравнили эффективность тканевых масок

© WOSU Public Media

Индийские исследователи экспериментально показали, как распространяется поток воздуха при кашле, если на человеке надеты маски из различных тканевых материалов. Самым эффективным оказался респиратор N95. Свои заключения авторы изложили на страницах журнала Physics of Fluids.

Со времени начала пандемии COVID-19 и по сей день исследователи спорят об эффективность масок для предотвращения распространения инфекции. Утверждается, что размер пор в ткани намного больше размера вируса и поэтому ни тканевые маски, ни респираторы не могут предотвратить заражение. Но это все только в теории.

Чтобы проверить, насколько хорошо маски из различных материалов защищают человека на практике, исследователи в новой работе использовали шлирен-метод. Этот способ позволяет выявлять оптические неоднородности в прозрачных средах, таких как воздух. Он позволяет визуализировать процессы, происходящие в воздушной среде, в том числе потоки различных веществ и газов.

Ученые собрали пять испытуемых и попросили их покашлять в масках и без них. Сняв этот процесс с помощью шлирен-метода, исследователи смогли оценить скорость микроскопических капель и зону их распространения. В результате наиболее эффективными в снижении горизонтальной скорости распространения капель оказались респираторы N95. Они уменьшили начальную скорость кашля в десять раз и ограничили зону его распространения до 10-25 сантиметров.

Также авторы показали, что при кашле без маски капли могут распространяться на расстояние до трех метров. При этом даже обычная одноразовая маска может снизить эту зону до 0,5 метра. Исследователи также сравнили эффективность другие мер предотвращения распространения капель при кашле. Например, ученые показали, что если кашлять в сгиб голого локтя, при этом не создается необходимого уплотнения и капли все равно начинают распространяться во все стороны.

Авторы работы надеются, что их экспериментальные результаты опровергнут точку зрения о том, что тканевые маски неэффективны для предотвращения распространения коронавирусной инфекции.