Экспериментальный метод борьбы с реакцией отторжения после трансплантации почти вдвое увеличил выживаемость онкопациентов
Применение стероидов (и кортикостероидов в частности) — главный метод борьбы с отторжением донорского костного мозга у пациентов с онкологическими заболеваниями, однако он чреват множеством осложнений, и четверть пациентов к нему невосприимчива. Петербургские ученые предложили альтернативный подход — подавление белка, активирующего слишком агрессивные Т-лимфоциты. Такая терапия позволила спасти практически всех испытуемых, — хотя обычно выживаемость немногим превышает 50%, — а также оставила в их организме достаточно «бойцов» для противостояния микробам и вирусам. С результатами работы, поддержанной грантом Российского научного фонда (РНФ), можно ознакомиться на страницах журнала Bone Marrow Transplantation.
Примерно у половины онкобольных после пересадки стволовых клеток костного мозга развивается так называемая реакция «трансплантат против хозяина» (РТПХ). Это результат того, что иммунные клетки — Т-лимфоциты — донора начинают атаковать ткани пациента: в первые 100 дней (острая стадия) это проявляется поражениями кожи, пищеварительной системы и печени, а после, когда синдром уже переходит в хроническую стадию, страдают практически все системы органов. Подобное осложнение — одна из главных причин смерти людей, перенесших трансплантацию костного мозга.
Основной подход к лечению РТПХ (так называемая «первая линия терапии») — применение гормонов кортикостероидов, подавляющих сразу несколько механизмов защиты. Однако при этом высоки риски серьезных осложнений, среди которых диабет и катаракта, а из-за практически полного отсутствия иммунитета возможны рецидивы рака; кроме того, около 25% пациентов не реагируют на такое лечение.
Сотрудники Научно-исследовательского института детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Р. М. Горбачевой Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени И. П. Павлова (Санкт-Петербург) проверили эффективность замены стероидных препаратов на ингибиторы кальциневрина. Эти вещества подавляют активность фермента, опосредованно запускающего синтез воспалительных молекул Т-лимфоцитами. Такой подход медики проверили на пациентах от 18 до 67 лет, которым пересадили костный мозг, в том числе и с уменьшенным количеством Т-клеток, а затем лечили противоопухолевым циклофосфамидом (он также подавляет отторжение донорского материала) — это обычное назначение после процедуры. Однако у людей проявились признаки иммунологического конфликта, и авторы начали лечение ингибиторами кальциневрина. Среди испытуемых оказались 34 человека с острой РТПХ и 40 — с хронической РТПХ средней или тяжелой степени.
Результаты показали эффективность терапии для 80% пациентов с хроническим синдромом (практически все со средней степенью и чуть больше половины с тяжелой) и лишь для 47% с острым (причем состояние улучшалось лишь при относительно слабых кожных повреждениях). Авторы продолжили наблюдать за больными, чтобы оценить долгосрочные эффекты. Так, спустя два года выжили 95% и 76% пациентов из первой и второй группы соответственно. Это хороший результат, поскольку обычно выживаемость составляет порядка 50–60%. Интересно, что лечение оказалось эффективнее для пациентов, которым пересаживали донорский материал с обычным, а не искусственно сниженным количеством Т-лимфоцитов. Это объясняется тем, что терапия без стероидов приводила к подавлению более «агрессивных» по отношению к тканям больного Т-клеток, тогда как регуляторные, подавляющие чрезмерный иммунный ответ, работали нормально. Также примечательно, что испытуемые, не принимавшие кортикостероиды, реже нуждались в антибиотиках и противовирусных препаратах — это значит, что предложенная авторами схема не затрагивала системы защиты организма, необходимые для противостояния патогенам.
«Мы продемонстрировали высокую выживаемость пациентов, при этом бесстероидная терапия не влияет так сильно и так глубоко на иммунитет больного, как традиционная. Пока результаты получены на небольшой группе пациентов, но мы надеемся, что в дальнейшем в эксперименте поучаствует еще больше людей», — говорит руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Иван Моисеев, доктор медицинских наук, заместитель директора по научной работе НИИ ДОГиТ ПСПбГМУ.