Опубликовано 06 сентября 2019, 14:04

Гипотезу «экстремально мужского мозга» поставили под сомнение

© Vintage Anatomy Prints/Getty Images

Ученые не обнаружили взаимосвязи между уровнем тестостерона и способностью проявлять эмпатию у взрослых мужчин. Публикация на страницах Proceedings of the Royal Society B может поставить под сомнение гипотезу развития расстройств аутистического спектра ввиду «экстремально мужского мозга».

Гипотеза «экстремально мужского мозга» — одна из основных объясняющих развитие аутизма — предполагает, что избыток тестостерона на эмбриональной стадии развития приводит к стереотипно-мужскому поведению, которому претит сопереживание и эмпатия. Впервые гипотеза была предложена психологом Саймоном Бароном-Коэном из Кембриджского университета в 2011 году. Ученый и его коллеги обнаружили, что женщины, получившие одну большую дозу тестостерона, демонстрировали худший результат в тесте на социальность (Reading the mind in the eyes test, RMET). Испытание заключается в том, чтобы оценивать эмоциональное состояние собеседника на основе его выражения лица. Худшие результаты подкрепила метрика 2D: 4D — соотношение относительной длины второго и четвертого пальцев. Как правило, у страдающих аутизмом безымянный палец несколько длиннее указательного.

Приглашенный профессор Университета Торонто Амос Надлер и его коллеги решили испытать гипотезу. В их эксперименте приняли участие 643 мужчины. Первой группе из 243 испытуемых измеряли уровень тестостерона, проводили RMEТ и определяли 2D:4D коэффициент. Затем участникам наносили на плечи тестостерон-содержащий гель и повторяли эксперимент. Второй группе из 400 мужчин тестостерон вводили в виде назального геля.

Результаты группы не обнаружили заявленной прежде корреляции между уровнем тестостерона и уровнем социальной эмпатии. Однако Надлер предупреждает, что исследование не может опровергнуть теорию о влиянии тестостерона на эмбриональный мозг. «Сейчас мы можем заключить только то, что в зрелом возрасте уровень тестостерона не влияет способность понимать эмоции людей», — поясняет ученый.