Опубликовано 29 октября 2016, 19:05

Эпидемиологи: возбудители холеры появилась на Гаити еще при первых колонизаторах

Колумб высаживается на острове Испаньола

© Theodor de Bry -

Непатогенный вариант штамма холерного вибриона О1, скорее всего, присутствует в водоемах Гаити уже нескольких сотен лет. Тем не менее он может стать патогенным — путем передачи гена от опасного штамма, завезенным миротворцами ООН из Непала. С исследованием ученых из Флоридского университета можно ознакомиться в журнале Scientific Reports.

Эпидемия холеры на Гаити началась в октябре 2010 года вскоре после землетрясения, разрушившего дома гаитян, которым пришлось жить во временных лагерях в антисанитарных условиях. Это способствовало быстрому распространению инфекции. С тех пор исследователи спорят, присутствовал ли опасный холерный вибрион в водоемах Гаити уже давно или же источником эпидемии стали посетившие в 2010 году остров миротворцы из Непала.

«В то время как штамм, ответственный за эпидемию холеры в 2010 году, был почти наверняка принесен в страну извне, от миротворцев из Непала, наше исследование свидетельствует о том, что холера присутствовал на Гаити и в прошлом, возможно, уже в времена Колумба. Эти "древние" штаммы теперь не токсигенные и, следовательно, не могут вызвать холеру. Тем не менее их идентификация поднимает вопрос: могут ли эти "древние" штаммы взаимодействовать с токсигенным холерным вибрионом О1, ввезенным миротворцами ООН, и становиться в этом процессе патогенными», — рассказал автор исследования Гленн Моррис.

Патогенные штаммы холерных вибрионов О1 и O139 в основном встречаются в Азии и Африке. Исследователи собрали два непатогенных варианта штамма холерного вибриона О1 из залива около Порт-о-Пренса (столицы Гаити), изначально считая, что они имели иностранное происхождение и были токсигенными, однако затем потеряли гены–возбудители инфекции.

Затем ученые обнаружили, что эти штаммы были больше похожи на те, что вызвали первые пандемии холеры, и отличались от современных пандемических штаммов бактерий. Когда ученые использовали геномные данные, чтобы проследить историю этих штаммов, они обнаружили, что такие штаммы имеют общего «предка» с современными холерными штаммами начиная с 1548 года.

Ученые пока точно не установили, могут ли современные токсигенные холерные штаммы передавать ген старым штаммам и делать их опасными. Для этого специалисты собираются провести дальнейшие исследования.

Теги #Ген