Опубликовано 21 декабря 2020, 20:55

Исследователи проследили эволюционную «миграцию» сальмонеллы в кровь

© BSIP/Universal Images Group/Getty Images

Международная команда ученых провела масштабное генетическое исследование эволюции серотипа Typhimurium бактерии Salmonella enterica, который паразитирует в крови человека и ежегодно уносит тысячи жизней. Кроме того, исследователи выяснили, где и как появился штамм ST313, устойчивый к действию антибиотиков. Статья опубликована в журнале Nature Microbiology.

Группа исследователей из Великобритании, Франции и Малави изучила эволюцию штамма бактерии S. Typhimurium — ST313, который паразитирует в кровотоке человека и представляет серьезную проблему для здравоохранения Африки, где от этого заболевания ежегодно умирает около 50 тысяч человек. Как правило, сальмонеллы обитают в кишечнике, некоторые виды вызывают тиф, поэтому их эволюционный переход к инфицированию кровеносной системы представляет большой интерес. Исследователи изучили образцы крови пациентов, зараженных сальмонеллой, взятые в период с 1966 по 2018 год. После этого они смогли проследить эволюцию бактерии в течение 50 лет, а также выяснить, когда появился устойчивый к антибиотикам штамм ST313.

В ходе исследования ученые секвенировали 680 геномов сальмонеллы и впервые идентифицированы мутации, изменившие гены ST313. Кроме того, исследователи обнаружили новую, чувствительную к антибиотикам линию ST313, которая появилась в Малави в 2016 году. Исследователи предполагают, что изменения в использовании антибиотиков в Малави в период с 2002 по 2015 год могли способствовать появлению чувствительной к лекарствам линии ST313.

«Объединив возможности геномного анализа с эпидемиологией, клиническими исследованиями и фундаментальными знаниями, мы показали важность интегрированного подхода и связи научных исследований с общественным здравоохранением», — говорит соавтор работы, сотрудница Ливерпульского университета Кейси Пулфорд.