Опубликовано 08 августа 2019, 13:57

Гидрогель против спаек испытали на животных

© NC3R/Petra Klawikowski/Wikimedia Commons/Indicator.Ru

Исследователи из Стэнфордского университета создали специальный гидрогель, который может уменьшать спайки в тканях после операций, и испытали его на животных. Статья об исследовании опубликована в журнале Nature Biomedical Engineering.

Спайки — это волокнистые полосы, которые формируются между внутренними органами и тканями. Они могут вызвать серьезные, иногда даже смертельные, осложнения, такие как спаечная болезнь. Эти волокна образуются после 95% операций. Некоторые из них безвредны, но после операций на брюшной полости они могут скручивать или сжимать кишечник, вызывая острую кишечную непроходимость. Гинекологические операции также могут привести к спайкам, которые вызывают бесплодие. При повторных операциях на сердце, характерных для родившихся с пороками людей, спайки повышают риск осложнений.

Применяющиеся в течение века методы предотвращения возникновения спаек в большей части случаев неэффективны. Существующие в настоящее время адгезионные барьеры используются редко — их трудно использовать, а эффективность так же невысока. Ученые из Стэнфордского университета применили инновационный метод для борьбы со спайками. Они использовали гидрогель и распылили его в виде наночастиц на ткань сердца мышей после перенесенной ими операции. Несколько недель спустя, когда ученые снова прооперировали животных, они увидели, что спаек не образовалось.

После испытания первого гидрогеля ученые создали еще четыре дополнительных. Затем, после индуцирования сердечных приступов у крыс, они случайным образом разделили животных на восемь групп лечения: пять получали разные гидрогели, на двух группах испытывали коммерчески доступные адгезионные барьеры и одна контрольная группа не получала никакого лечения.

Четыре недели спустя у крыс, не получавших никакого лечения или с установленными коммерческими барьерами, образовались плотные спайки: их сердца были соединены со стенками грудной клетки. У крыс, обработанных двумя из пяти гелей, сформировались умеренные и плотные спайки. Три других гидрогеля показали лучшие результаты: спайки у них почти не образовались. Испытания на овцах дали похожие результаты.