Опубликовано 05 октября 2016, 11:58

«Гонки» кровяных клеток помогут улучшить адресную доставку лекарств

Американские ученые с помощью флуоресцентной микроскопии выяснили, как клетки крови передвигаются по сосудам и определили оптимальный размер запускаемых в кровь частиц для адресной доставки лекарств. Работа ученых опубликована в журнале Biophysical Journal.

Большинство опухолей находится в окружении кровеносных сосудов, и, чтобы убедиться, что лекарство дойдет до своего места назначения, необходимо рассмотреть взаимодействие частиц, которые используются для доставки лекарственных веществ в организм, с клетками крови. Исследователи из Университета штата Коннектикут изучили поведение потока кровяных клеток в искусственной модели кровеносного сосуда. Целью работы ученых было определить наиболее эффективный размер частиц для доставки лекарств.

С помощью флуоресцентной микроскопии ученым удалось разглядеть, как клетки участвуют в «гонках» между собой: они несутся в общем стремительном потоке посередине кровеносного сосуда, некоторые из них в «спешке» наталкиваются друг на друга и разлетаются в разные стороны, к стенкам сосуда. Исследователи выяснили, что наиболее крупные частицы с лекарством (размером в 2 микрона) имеют более высокие шансы быть вытолкнутыми клетками крови к стенкам — это как раз и нужно, чтобы проникнуть к опухоли.

Это наблюдение оказалось для ученых неожиданным: изначально они предполагали, что мелкие объекты склонны к отталкиванию от более крупных. В действительности все получилось иначе: мелкие частицы проскальзывали между более крупными частицами и кровяными клетками и не могли достичь стенок сосуда, так как не могли воспользоваться «эффектом трамплина».