Опубликовано 20 сентября 2023, 14:36
2 мин.

Вести с полей. Генная терапия эпилепсии

© Neuroscience News

Эпилепсия – достаточно распространенный и очень тяжелый неврологический недуг. В мире той или иной формой ее страдает несколько миллионов человек, при этом примерно каждый третий случай заболевания устойчив к лекарствам. Хирургическое лечение тоже не всегда возможно. Евгений Никитин из Института высшей нервной деятельности в Москве представил на XXIV съезде физиологического Общества имени И.П. Павлова концепцию генной терапии некоторых форм эпилепсии. Главными инфопартнерами съезда стали портал Neuronovosti.Ru и объединенная редакция порталов Indicator.Ru и Inscience.News.

Известно, что большинство животных моделей генной терапии нацелены на калиевую проводимость из-за того, что калиевые каналы обладают выдающейся способностью гиперполяризовать мембрану и снижать активность основных глутаматергических нейронов коры головного мозга. Группа Евгения Никитина предложила использовать вектор на основе аденоассоциированного вируса ААV2, несущий ген KCNN4, кальций-активируемого калиевого канала KCa3.1. Внедрение этого канала в мембрану нейронов должно было снизить возбудимость нейронных сетей. Авторы исследовали электрофизиологические свойства пирамидных нейронов, не имевших такого канала, и в которые этот калиевый канал внедрили при помощи генной терапии.

Исследования на живых срезах мозга показали, что излишняя экспрессия гена KCNN4 заметно снижает возможность пирамидных нейронов генерировать высокочастотные серии потенциалов действия – без ущерба своей способности кодирования на более низких частотах. Более того, эксперименты на фармакологически вызванных судорогах ex vivo (на живой ткани вне организма), показали, что генная терапия дает результаты значительно лучше контроля.

Исследование поддержано грантом Российского научного фонда № 20-15-00408

Съезд организован Физиологическим обществом им. И.П. Павлова и Институтом эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН и посвящен 300-летию Российской академии наук и включен в инициативу «Работа с опытом» Десятилетия науки и технологий.