Опубликовано 10 октября 2019, 15:20

В грудном молоке обнаружено противостоящее патогенам соединение

© Azoreg/Wikimedia Commons/Max Pixel/Indicator.Ru

Исследователи из США определили соединение в грудном молоке человека, которое борется с вредными бактериями, позволяя при этом полезным микроорганизмам развиваться. Работа ученых была опубликована в журнале Scientific Reports.

Грудное молоко людей содержит высокие уровни монолаурата глицерина (МЛГ) — его у женщин примерно в 200 раз больше, чем у коров. Количество этого вещества в сухих смесях и вовсе равно нулю. Новое исследование международной группы ученых попыталось определить, как уровни этого соединения влияют на развитие новорожденных детей в период грудного вскармливания.

«Хотя антибиотики могут бороться с бактериальными инфекциями у младенцев, они убивают полезные бактерии наряду с патогенными, — отмечает ведущий автор статьи, профессор микробиологии и иммунологии в медицинском колледже Университета Айовы Патрик Шливерт. — МЛГ гораздо более избирателен — он борется только с патогенными бактериями, позволяя при этом развиваться полезным видам. Мы считаем, что МЛГ имеет большое будущее в качестве потенциальной добавки к молоку коров и детским смесям, которая может способствовать укреплению здоровья детей во всем мире».

Ученые определили, что человеческое грудное молоко ингибирует рост патогенных бактерий Staphylococcus aureus, Bacillus subtilis и Clostridium perfringens, в то время как ни молоко коров, ни детская смесь не оказывали никакого эффекта. При этом человеческое грудное молоко не подавляет рост полезных бактерий Enterococcus faecilis. Вскармливаемые таким молоком младенцы имели высокий уровень полезных бифидобактерий, лактобацилл и энтерококков бактериальных видов.

Когда исследователи извлекли МЛГ из грудного молока человека, он потерял свою противомикробную активность против S. aureus. Когда же ученые добавили это соединение к молоку коров, оно стало обладать противомикробными свойствами. Исследователи также показали, что это вещество замедляет воспаление в эпителиальных клетках, которые выстраиваются в стенки кишечника и других слизистых оболочек. Воспаление может повреждать эпителиальные клетки и способствовать восприимчивости как к бактериальным, так и к вирусным инфекциям.