Опубликовано 01 октября 2020, 15:05

Иммунные клетки могут влиять на активность нейронов головного мозга

© Kateryna Kon/Science Photo Library/Getty Images

Американские исследователи показали, что клетки микроглии могут регулировать активность нейронов центральной нервной системы, предохраняя их от чрезмерного возбуждения. Результаты работы могут быть актуальны при поиске новых способов лечения воспалительных и нейродегенеративных заболеваний. Статья опубликована в журнале Nature.

Клетки микроглии выполняют в центральной нервной системе функцию иммунной защиты. Исследователи показали, что микроглия также играет важную роль в регуляции поведения.

«Когда мы думаем о функциях мозга, то обычно представляем, как нейроны управляют нашими мыслями и поведением, — рассказывает ведущий автор работы, профессор Школы медицины Медицинского центра Маунт-Синай Энн Шефер. — Но мозг также содержит большое количество ненейронных клеток, в том числе микроглию. Наше исследование раскрывает свойства этих клеток как помощников нейронов в регуляции нейрональной активности и поведения. Мы обнаружили, что микроглия реагирует на активацию нейронов и обеспечивает отрицательную обратную связь, если активность чрезмерна. Этот механизм может играть важную роль в защите мозга от нейродегенеративных заболеваний».

Когда нейроны активны, они в больших количествах вырабатывают молекулы аденозинтрифосфата (АТФ). Микроглия ощущает концентрацию внеклеточного АТФ, а после этого расщепляет АТФ с образованием аденозина, который действует на рецепторы на поверхности нейронов, подавляя их активность и предотвращая излишнее возбуждение. При воспалениях и заболеваниях, таких как болезнь Альцгеймера, микроглия теряет способность ощущать АТФ. Этот факт позволил ученым предположить, что изменения, связанные с этим заболеванием, могут быть вызваны в том числе нарушением взаимодействий между микроглией и нейронами.

Данное открытие особенно важно в связи с тем, что клетки микроглии, как иммунные, реагируют на сигналы, не только исходящие от клеток мозга, но и на внешние изменения, например при контакте с вирусами. Микроглия передает сигналы нейронам для модуляции поведенческих реакций. Результаты работы могут быть полезны при поиске новых способов лечения нейродегенеративных заболеваний.