Опубликовано 23 октября 2020, 21:02

Иммунный ответ — вероятная причина повреждения нервной системы при COVID-19

© Juan Gaertner/Science Photo Library/Getty Images

Шведские исследователи показали, что поражение нервной системы у некоторых пациентов с COVID-19 вызвано иммунным ответом, а не самим вирусом. Ученые планируют определить, какие методы лечения смогут облегчить последствия заражения для головного мозга. Статья опубликована в журнале Neurology.

Различные нарушения функций нервной системы часто встречаются у пациентов с COVID-19, в их числе делирий, проблемы с памятью и расстройство личности. Эти симптомы чаще возникают в тяжелых случаях и обычно носят временный характер. На сегодняшний день остается неясным, способен ли SARS-CoV-2 напрямую нарушать работу центральной нервной системы. Ученые из Гетеборгского университета показали, что, вероятнее всего, причина кроется в иммунном ответе организма.

В ходе исследования у пациентов с тяжелой формой COVID-19 и поражениями головного мозга были отобраны образцы спинномозговой жидкости, которые были проанализированы на наличие биомаркеров, отражающих реакцию мозга на инфекцию. У всех больных наблюдалось заметное повышенные уровня маркеров воспаления:7 неоптерина и бета-2-микроглобулина, что свидетельствует об активации иммунных клеток головного мозга. У некоторых пациентов была повышена концентрация белка NEFL, сигнализирующего о повреждении нервных клеток. С другой стороны, не было выявлено никаких нарушений гематоэнцефалического барьера, местного производства антител или повышенного количества лейкоцитов, которые часто встречаются при вирусных инфекциях в центральной нервной системе. Вирус не присутствовал в спинномозговой жидкости, по крайней мере, в какой-либо значительной степени.

«В целом, мы видим необычную картину с выраженным воспалением, а иногда и повреждением нервных клеток, но без привлечения клеток иммунной системы из кровотока или нарушений гематоэнцефалического барьера, которые обычно обнаруживаются при вирусных инфекциях в мозге», — рассказал один из авторов исследования профессор Магнус Гисслен.

Ученые подчеркивают, что биохимические процессы, лежащие в основе симптомов, по-видимому, отличаются от механизмов действия других вирусных инфекций. Ученые планируют продолжать исследования в этой области, чтобы определить, какие виды лечения могут подходить для смягчения последствий заражения как в острой фазе, так и в долгосрочной перспективе.