Опубликовано 08 апреля 2017, 13:34

История науки: еврей, француз и русский

147 лет со дня рождения иммунолога Александра Безредки
Wikimedia Commons

Почему знаменитый в будущем иммунолог был вынужден покинуть Россию, какую роль в его судьбе сыграл Илья Мечников и как ему удалось сменить на важном посту Альберта Эйнштейна, читайте в рубрике «История науки».

Александр Безредка родился в Одессе в религиозной еврейской семье. Его отец был писателем и публиковал свои произведения на иврите под псевдонимом Э. Иш-Нооми. После окончания гимназии будущий ученый поступил на кафедру естественных наук физико-математического факультета Новороссийского университета в Одессе. В вузе он увлекся химией. Свои первые научные исследования Александр проводил под руководством выдающегося химика Николая Зелинского. За публикацию «Опыт истории развития стереохимических воззрений» нашего героя наградили золотой медалью.

Николай Зелинский

Окончив в 1892 году университет, будущий ученый решил поступить на медицинский факультет Московского университета. Но, поскольку Безредка был евреем, в университет его не взяли. Александр III, пришедший к власти в 1881 году, пытался продолжить политику Николая I по укреплению «самодержавия, православия, народности» и ограничению прав людей других национальностей. Частью политики императора были антисемитские меры, которые, в числе прочего, ограничивали количество студентов-евреев в учебных заведениях. Продолжить заниматься наукой в родной стране Безредка мог только после принятия христианства. Не согласившись с таким условием, 22-летний Александр уехал во Францию, где смог поступить на медицинский факультет Сорбонны.

Обучаясь медицине, Александр параллельно работал препаратором в лаборатории Института Пастера в Париже, которую возглавлял другой российский эмигрант из Одессы — Илья Мечников. Окончив в 1897 году Сорбонну, Безредка продолжил свои научные исследования под руководством Мечникова.

Илья Мечников и Александр Безредка

© Архив Академии наук

Этот выдающийся человек определил судьбу дальнейших научных изысканий Александра Безредки. Интересы нашего героя, как, впрочем, и Мечникова, были направлены на иммунитет. Илья Мечников получил Нобелевскую премию за свою фагоцитарную теорию иммунитета (так совпало, что именно Мечникову будет посвящена сегодняшняя статья о нобелевских лауреатах). Ученый показал, что клеточная защита – это один из важнейших механизмов, помогающий человеку бороться с инфекциями. Мечников установил это на опытах с морскими звездами и дафниями, вводя в них чужеродные вещества. Ученый доказал, что лейкоциты захватывают и переваривают микробов, попавших в организм, а гной – это есть не что иное, как погибшие лейкоциты. Клетки, захватывающие чужеродные частицы, Мечников назвал фагоцитами.

В 1921 году во Франции вышла книга Александр Безредки «История одной идеи», посвященная жизни и исследованиям его учителя. В СССР ее опубликовали в 1926 году. В своей книге Безредка пишет: «Более 35 лет Мечникову неустанно приходилось бороться за фагоцитоз. Его учение под конец восторжествовало над гуморальной гипотезой – клеточная доктрина иммунитета теперь неоспорима. От нее мы ждем еще освещения мучительных вопросов, касающихся рака и туберкулеза. Концепция Ильи Ильича дала уже многочисленные отпрыски, один из которых – местная иммунизация».

Кстати, именно Безредка ввел в науку понятие «местный иммунитет». Изучая распространение инфекций в организме, он пришел к выводу, что определенные клетки организма восприимчивы к определенным микробам. Например, к сибирской язве восприимчивы только клетки кожи, к дизентерии – клетки слизистой оболочки кишечника. Ученый настаивал на введении вакцин непосредственно в органы, которые являются «воротами» в организм для возбудителей различных заболеваний. Иммунизация по Безредке до сих пор применяется против столбняка, брюшного тифа, дизентерии, холеры, сибирской язвы, оспы, стрептококковой и стафилококковой инфекции.

Наш герой был первым, кто применил термин «анафилактический шок» (параллельно с Безредкой анафилаксию изучал и француз Шарль Рише, в 1913 году получивший за свои работы Нобелевскую премию). Это опасная форма аллергической реакции, которая может привести к летальному исходу. Основная причина анафилактического шока — это повторный контакт организма с каким-либо аллергеном. Практически любое вещество – пыльца растений, укус насекомого, продукты, лекарства – может вызвать анафилактический шок.

Шарль Рише

Придумать метод борьбы с этой формой аллергии иммунологу помогло то, что он догадался, почему наступает анафилактический шок. После воздействия даже небольшого количества аллергена против него вырабатывается большое число антител, призванных защищать организм от чужеродных веществ. После борьбы с партией аллергенов оставшиеся антитела сидят «в засаде», ожидая, когда организм снова атакует этот же самый аллерген. Однако в ходе борьбы антигена с антителом выделяются вещества, ответственные за воспалительные реакции. Поэтому при повторном действии аллергена у некоторых людей происходит анафилактический шок – дыхательные пути сужаются, кровеносные сосуды расширяются, давление падает, возникает отек, сердце начинает работать со сбоями и хуже перекачивает кровь. Безредка в своих экспериментах наблюдал, как при этом морская свинка в судорогах падает и погибает от невозможности вдохнуть.

Ученый писал: «По существу, механизм иммунитета заключается в том же самом, что и механизм инфекции. Разница только в интенсивности. Когда чувствительная ткань бурно реагирует на введение аллергена, дело кончается победой инфекции и смертью. Когда реакция со стороны чувствительной ткани слабая, в организме устанавливается иммунитет».

Ученый предложил способ предупредить развитие анафилактического шока. Суть этого метода проста: сначала в организм вводится очень маленькая доза аллергена (в 50 раз меньше смертельной), а спустя несколько часов – остальное ее количество. Таким образом, антитела бросают все силы на малую введенную малую дозу аллергена, а на следующую дозу сил уже не остается.

Помимо иммунологии, ученый уделял много внимания и другой науке – микробиологии. Более трех лет он искал наиболее удачную питательную среду для выращивания туберкулезных бактерий, что необходимо при диагностике туберкулеза. В результате ему удалось значительно сократить время ожидания результата. Свои выводы Безредка продемонстрировал на практике, когда в 1914-1918 годах, во время Первой мировой войны, его, как гражданина Франции, отправили на фронт. Сначала ученый работал фельдшером в санитарном поезде, а потом – микробиологом в Верденской крепости. Он обучал военврачей своему методу предотвращения шока от инъекции противостолбнячной сыворотки. На войне он спас тысячи жизней. Илья Мечников полагал, что это важное открытие его ученика поможет предотвратить старение. Ученый считал, что старость и смерть у человека наступают преждевременно, в результате самоотравления организма. Он думал, что если ввести в организм вакцину «яда старости», то человек может сохраниться в хорошей форме до 150 лет. На основе своих представлений Мечников предлагал бороться с самоотравлением организма с помощью стерилизации пищи и ограничения потребления мяса.

В 1916 году Илья Мечников умер от инфаркта. И после работы на фронте Безредка вернулся в Институт Пастера, где стал возглавлять лабораторию вместо своего учителя. В это время в Париж стало приезжать много русских эмигрантов. Помогая соотечественникам с трудоустройством, Безредка вошел в Общество Здравоохранения Евреев, которое было основано в 1912 году в Петербурге и занималось в основном вакцинацией детей из еврейских семей. Штаб-квартира организации изначально находилась в Берлине. Главой общества был Альберт Эйнштейн. Но после прихода к власти нацистов штаб-квартира переместилась в Париж, а место Эйнштейна занял Безредка.

Альберт Эйнштейн

Александр Безредка успел увидеть родину. В 1937 году составе группы французских микробиологов и хирургов он приезжал с научной миссией в Советский Союз, после чего написал статью в центральные французские газеты. Их визит это было одним из первых крупных франко-советских научных мероприятий.

В 1939 году Александр Березка стал главой общества помощи детям, организованного для спасения еврейских детей от геноцида.

В конце жизни ученый искал методы борьбы с раком, он надеялся разработать противоопухолевую вакцину. Но 28 февраля 1940 года он умер от сердечного приступа, так и не осуществив свои идеи.