Опубликовано 23 декабря 2016, 15:29

Исследования российских ученых помогут противостоять ВИЧ

Изображение клетки, зараженной вирусом, полученное с помощью сканирующей электронной микроскопии

© Дмитрий Мазуров

Ученые из ФГБУ «ГНЦ Институт иммунологии» ФМБА России и МГУ имени М.В. Ломоносова нашли новые факторы рестрикции, противодействующие размножению ВИЧ в организме человека. Исследования поддержаны грантом Российского научного фонда (РНФ) и опубликованы в журнале Journal of Immunological Methods.

Изучение факторов рестрикции ВИЧ (белков, которые ограничивают размножение вируса) важно для понимания эволюции врожденной невосприимчивости к ретровирусам. Например, ВИЧ не размножается в организме мышей и обезьян, что обеспечивается множеством факторов естественной невосприимчивости клеток к вирусу. У человека также включаются механизмы клеточной резистентности к ВИЧ, однако вирус с помощью своих вспомогательных белков выключает эти механизмы.

В рамках проекта планировалось найти новые факторы рестрикции, противодействующие размножению ВИЧ, а также вскрыть механизм их воздействия на вирус. Это позволит глубже понять патогенез СПИДа на ранних стадиях заражения и выработать новую стратегию усиления естественной резистентности к ВИЧ. «Опубликованная работа явилась частью большого проекта РНФ. Мы получили Т- и В-клетки человека, в которых каждая клетка несет в себе нокаут одного гена», — сказал руководитель гранта РНФ, кандидат медицинских наук Дмитрий Мазуров.

Нокаут гена представляет собой его «выключение» в организме. Нокаутные организмы помогают узнать о функции генов, которые можно установить по различиям между нокаутным и нормальным организмом. «Всего таких вариантов нокаутирования более ста тысяч, что составляет так называемую библиотеку нокаутов. Используя данную библиотеку, мы смогли идентифицировать специфичность ранее полученного неизвестного антитела», — комментирует руководитель гранта РНФ.

Ученые использовали разработанную на основе CRISPR/Cas9 библиотеку нокаутов GeCKO. Методами иммунофлюоресценции, проточной цитометрии и клеточной сортировки были изолированы редкие клетки, с которыми антитело не связывается. Методами секвенирования ДНК были определены гены, нокаутированные в отсортированных клетках, и выявлен белок, с которым реагирует антитело.

«Имея в арсенале библиотеку клеточных нокаутов, можно характеризовать и идентифицировать моноклональные антитела с неизвестной специфичностью. Данная ситуация возникает в том случае, если антитело не работает в методах иммунопреципитации и иммуноблоттинга или связывается с углеводной частью белка», — заключил Дмитрий Мазуров.